ТРАССОВЫЙ МОДЕЛИЗМ: С ЧЕГО НАЧАТЬ НОВИЧКУ?
Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, неизменно встает перед всеми руководителями кружков, которые работают с новичками. Строить модели, опираясь на классификацию и технические требования Правил соревнований по автомодельному спорту? Но такие машины сложны, дороги и просто не по силам новичкам. Остается придумать свою разработку, попроще. Однако внимание опытных руководителей как-то не останавливается на подобной работе, а начинающие педагоги ориентируются на устаревшие публикации. Результат всем известен: мальчишки делают «бородатые» модели — ненадежные, неустойчивые, с плохими двигателями, а педагоги и родители не могут избавиться от «головной боли» — где взять моторы, шестерни, токосъемники и другие комплектующие.
В Петербурге несколько лет велись поиски решения данной проблемы. И теперь можно поделиться результатами этой работы. Для начала сформулируем пожелания, предъявляемые к технике для новичков. Это простота, надежность (даже при сборке машин руками малоопытных мальчишек), доступность и надежность двигателя, доступность и стандартизация комплектующих узлов. Кроме того, модель должна быть привлекательной по конструкции и дизайну для школьника, а также в меру быстроходной, хорошо держаться на трассе и требовать такой же техники вождения, как и чисто спортивная трассовая.
Как же реализовать этот комплекс пожеланий? Для начала полезно познакомиться с зарубежным опытом. В Европе и США самые популярные классы — «продакшн», то есть стандартные серийные модели. Таких классов более десятка, в том числе быстро развивающийся у нас G12. Один из самых дешевых вариантов — класс PR 1/32. В нем машина в сборе стоит около 50 долларов, а конструктор (шасси собирается с помощью паяльника, пинцета и отвертки, а кузов надо вырезать и покрасить) примерно 30. С приобретением таких трассовых проблем нет, но рекомендовать их новичкам нельзя по финансовым соображениям. Значит, остается позаимствовать идею и использовать ее в наших условиях.
Для начала определим технические требования к машинам подобного подкласса. Итак:
— к участию в соревнованиях допускаются модели-копии легковых (коммерческих) автомобилей и их модификации для ралли, кроссов, шоссейно-кольцевых и трековых гонок, выполненные в масштабе 1:24;
— кузов модели пластмассовый, высотой не менее 45 мм, крепится к шасси с помощью четырех булавок или «гвоздиков»; задняя стенка кузова должна быть выполнена полностью; установка антикрыльев не допускается;
— шасси выполняется из стеклотекстолита толщиной не более 2,2 мм, из двух основных деталей (средняя часть и неразделенные «уши» с передней перемычкой шириной не менее 8 мм); применение любых конструктивных элементов, повышающих продольную жесткость шасси, не допускается; дополнительные грузики закрепляются на шасси только с помощью эластичного клея («Момент», 88, «Контактол» и подобные);
— задние колеса диаметром не менее 22 мм и шириной не более 15 мм; передние — не менее 20 мм при ширине не менее 5 мм;
— токосъемник должен соответствовать международному стандарту;
— двигатель с круглым металлическим корпусом диаметром не менее 25 мм и с ферритовыми магнитами укладывается поверх рамы шасси (утапливать в раму нельзя); применение подшипников качения в шасси и двигателе не допускается.
Надо отметить, что рамки, которыми ограничен предлагаемый выбор прототипов, столь широки, что позволяют построить машину практически на любой вкус. Хотя все кузова «загоняются» в один стандарт (ширина кузова 80—82 мм, база 105 и расстояние от передней оси до передней кромки кузова 35—40 мм), без труда удается построить равноценные по ходовым качествам, достаточно быстроходные копии самых различных машин — это и Мерседес ДТМ, и Феррари Ф40, и Фольксваген-«Жук», и многие другие. Эти же кузова, кстати, допустимо использовать и в классе Q 12, а на предлагаемое вашему вниманию шасси встает любой кузов класса ТА-2 (ES 1/24), правда, с заменой двигателя. В самых же первых соревнованиях новичков вполне правомерно допускать машины с кузовами, сделанными только из бумаги или картона, что дает мальчишкам возможность приобрести необходимые начальные навыки работы над трассовыми.
Разработанное у нас шасси — современной, предельно простой конструкции. «Настраивается» и управляется на трассе так же, как и чисто спортивная модель, но в том диапазоне скоростей, который доступен для освоения начинающему трассовику. Выбор толщины стеклотекстолита, форма рамы, применение тяжелых высоких двигателей делают бессмысленным повышение мощности моторов и уравнивают возможности участников.
Колеса, ведомая шестерня, токосъемник и ложе двигателя лучше всего отлить из пластмассы. Их изготовление, как и вакуумная формовка кузовов, может быть освоено в любой лаборатории автотрассового моделизма. Ведущая шестерня — от игрушек или электробритв.
Таким образом, для сборки подобной машины понадобится приобрести комплект, в который входят колеса, шестерни, токосъемник, ложе мотора, заготовки кузова и рамы. Сами понимаете, что стоимость такого набора в наших условиях окажется несравненно ниже, чем у упомянутого в начале статьи, и при приближенных расчетах составит не более 3,5 доллара.
Предложенный вариант требований позволит использовать и широкую гамму двигателей, причем как доступных, так и не очень, с разной степенью доводки. Перечислим основные варианты мотоустановок: отечественные ДИ-1-2 и ДИ-1-3 (применимы только после радикальной переделки — см. «Моделист-конструктор» № 7 за 1991 год); отечественные МП-2-007 (в «Моделисте-конструкторе» № 7 за 1994 год описывается метод их доработки, однако сейчас оценить их достоинства сложно, так как в Петербурге с этими моторами не работают); немецкие «Пико» (требуют перемотки и замены щеточно-коллекторного узла); моторы от большинства импортных и многих отечественных фенов (хорошо и надежно работают в стандартном исполнении); множество модификаций моторов от электроприводов импортных автомобилей, где они работают на дворники, стеклоподъемники, в автопылесосах, и подобное; моторы для маломасштабных радиоуправляемых моделей. Последние (например, каталог «Robbe» № 4466 «Power 400/45») рассчитаны на напряжение 7 В и должны подключаться через добавочное сопротивление около 2 Ом, наматываемое медным трансформаторным проводом о 0,5—0,7 мм на немагнитном сердечнике, в качестве которого может быть использован небольшой баллончик от дезодоранта. Единственный недостаток таких двигателей — их относительная дороговизна.
Конструкция шасси модели первого года обучения: 1 — «уши» с передней перемычкой (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 2 — средняя часть рамы (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 3 — лапка токосъемника (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 4 — мостик (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 5 — опорная шайба (стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 6 — стойка переднего моста (кровельное железо или латунь толщиной 0,5—0,7 мм), 7 — опорная площадка (стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 8 — ограничитель хода «ушей» (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 9 — поперечная балка (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 10 — скобка с кембриком для крепления кузова (жесть или латунь толщиной 0,2—0,3 мм), 11—ложе двигателя (пластмассовое литье или кровельное железо), 12 — хомут со стяжкой для крепления двигателя (жесть или латунь толщиной 0,2—0,3 мм), 13 — кронштейн заднего моста (кровельное железо или латунь толщиной 0,5—0,7 мм), 14 — прокладка (ватман; по форме повторяет деталь 5), 15 — прокладка опорной площадки (ватман; по форме повторяет деталь 7). Сборка шасси на алюминиевых заклепках ø 2 мм с потайными головками со стороны нижней поверхности рамы.
Каковы же скоростные возможности предлагаемых моделей? На 30-метровой трассе лучшие машины подобного типа показывают время чуть более шести секунд на круг, в среднем же в пределах 7—7,5 с. В гонке «8×5=40 минут» первые десять трассовых обычно проходят по 300—320 кругов, причем результаты очень «плотные». Практика показывает, что ломаются и остаются вне борьбы обычно лишь две-три модели из 20. Приведенные данные относятся к пяти гонкам, прошедшим в сезоне 1994/95 года. В этих соревнованиях все гонщики участвовали в одинаковых 40-минутных сериях заездов, причем по результатам официальной тренировки они расставлялись по стартовым группам (восемь сильнейших, далее группа из восьми, имеющих последующие результаты, и так далее).
В заключение имеет смысл познакомить приверженцев трассового моделизма с современным подходом как к созданию трасс, так и моделей в чисто спортивных классах, к которым через короткое время и новички придут через упрощенную технику. Так, мировой стандарт трассы: восемь дорожек (обязательно), 33—50 метров, гладкое покрытие (никаких абразивов), липкий слой в нашем варианте — это смесь жидкой лыжной мази ВИСТИ с вазелином, питание трассы 12—14 В от общей батареи аккумуляторов на все дорожки из расчета не менее 40 А ч на каждую дорожку.
В наших условиях обычно приходится жертвовать длиной или числом дорожек. Однако нужно иметь в виду, что лучше иметь, например, 20 метров и восемь дорожек, чем 40 и четыре. Разработка конфигурации трассы — дело тонкое. Здесь рекомендуем обратиться за консультацией к лидерам трассостроения в Уфу или Петербург.
Теперь о самих моделях. Все машины в масштабе 1:24 имеют одинаковые габариты шасси. Поэтому любой кузов классов G12 и ТА-2 (ES1/24) можно устанавливать на любое шасси этих классов (в том числе и на предложенное сегодня на чертежах). То же можно сказать о классе ТБ-2 (SP 1/32) или ТА-1 (F1 1/32).
Привод — только на заднюю ось через одну пару цилиндрических шестерен, а в «формулах» через корончатую пару. Вес модели распределяется между задним мостом и токосъемником. Передний мост полностью разгружен. Клиренс более 2 мм. Передний привод, управляемые передние колеса, подвеска токосъемника на качалке с пружинами и другие технические решения 70-х годов, пригодные для трасс с песчаным (абразивным) покрытием, в современных условиях не применяются. Это объясняется тем, что сцепление колес с липким покрытием значительно сильнее, чем с абразивным, причем характер его изменяется с ростом скоростей по совершенно иным законам.
А. НЕСТЕРЕНКО, Санкт-Петербург, городской Дворец творчества юных
Трассовые (слотовые) модели
Опции темы
Трассовые (слотовые) модели
Неужели нет темы про трасовый автомоделизм (слот) или просто я не смог найти?
может поделитесь ссылками?
Интересуют чертежи, технологии, схемы пультов, счетчиков кругов. короче всего 🙂 т.к. у нас собрались возродить автотрассу, которая до 91 года принимала соревнования всесоюзного масштаба
Нет, речь идёт насколько я понимаю про слотовые, т.е. в трассе 2 прорези. В самих машинках есть небольшие штырьки и эти штырьки вставляются в прорези, питаются они током от стационарного аккума.
Во понаписал
Спасибо за уточнение!
Привет всем.
Уважаемый J_MoToR очень даже интерестно увидеть фото это самой знаминитой трассы, на сколько на изменилась, узнать о её протяжённости и прочих характеристиках, перепадах, мостиках и т.п.
Большое спасибо. Ждём ответов и фоток.
конечно на трассу интересно было бы посмотреть но по факту получается что это мертвое направление поскольку технологии ушли ооооочень далеко в перед
и это что то из серии как предложить пользоваться вместо сотового телефона пейджером.
На слот машинки можно посмотреть в магазине Мосмарт на Дмитровском шоссе на втором этаже, меня вообще не впечатлило не разу уж простите,
но проще купить mini Z или аналог и получать гораздо больше удовольствия по сравнению с этой железной дорогой
несмотря на развитие технологий, «в мире капитала» направление по прежнему популярное, а у нас это может стать хорошим стартом в автомоделизм для детей из небогатых семей, все-таки 10000 руб. за р/у машину далеко не все могут себе позволить.
А слоткар можно собрать свои руками, это интресно, познавательно и недорого
потом никто не стал писать сколько он будет брать за пользование трассой если это не благотворительный проект конечно,
просто все известные мне зальные трассы совершенно справедливо берут деньги за использование это от 100 р в среднем так что получается
малоимущие дети которые наделают машинок придут на такую трассу и не смогут ничего запустить из за непосильно дорогого «входного» билета.
и что эти юнные инжинеры будут делать, я счас не подумайте что издеваюсь просто какие навыки они получат?
клеить корпуса из эпоксидки? вообще для совсем бюджетного решения существует tamiya DON GAN который в сборе стоит 250р и это с мотором само собой Хобби для всех и они кстати проводят соревнования
создается впечатление, что вы исключительно покупные модели используете.
хотя, я ж забыл. я то авиамоделист, а тут авто.
Да, посмотрите на мой город. у нас уже месяц снег/дождь. и 10 месяцев в году на улице не покатаешь.
продолжить или сами додумаете?
Научатся хотябы элемантарно пользоваться линейкой и другими измерительными инструментами. НАпильничком поработают, лобзиком повыпиливают. Короче лично я в трассовом кружке (а именно с него начался мой моделизм) получил основы знаний, используя которые, развивался, занимаясь уже более серьёзными моделями. В любом случае, трасса есть и нужно использовать то, что есть под руками
да отлично но вы забыли о главном где эта трасса находится если она существует? а то разговор о каком то виртуальном объекте идет
не адреса не фото просто интересно посмотреть
Не хочу на личности переходить.
Воркута, Дворец творчества детей и молодежи, 3 этаж
не побегу я прям сейчас фотки делать.
Как это забыли? Я ни о чём не забывал. А фотки топик стартеру давно пора выложить, раз уж народ так хочет увидеть это чудо
Может тут, есть что-то полезное из оборудования:
http://www.bolid-src.ru/
А при чем тут моделизм и ваша ссылка на развлекательный бизнес?
О, простите, не заметил вашей издевки в рожицах после ссылки. надо попросить админов вам бан влепить за рекламу.
Интересно, а куда extra555 запропостился? Решил лично приехать и проверить, а то вдруг я эти фотки в фотошопе нарисовал?
никуда я не запропостился, и правда интересный объект честное слово понравилось! я с самого начала не понял что трасса находится в Воркуте, и думал что находится в Москве, ну тогда в чем собственно дело ну скажем повесьте объявление в этом дворце творчества что открываете новый кружок ну или по школам его распространите близлежащим, ну и последний момент это заинтересовать детей наверное для этого нужно 1-2 работающих образца показать на этой трассе.
Еше что первое пришло в голову когда увидел фото, она могла бы стать идеальной трассой для mini z и им подобным просто идеальной.
Или я так объясняю.
Попробую еще раз, немного по другому.
В этом топике я прошу:
Советов по конструкциям и технологиям.
может кому ссылки попадались или есть специ готовые поделиться опытом.
А пока дети лепят формулу 1 в масштабе 1/24 из ватмана, обмазывая его эпоксидкой. и рамы пилят из листового алюминия. (на мой взгляд кошмар полный)
мы делали по простейшей и доступной схеме.
ширина рамы делалась под конкретный мотор.
токосьемники делали из фторопласта.
а если удавалось достать подшипники, то ваапще сказка, накат был обалденный.
делали F1, кузовные,седелные тягачи.
гдето даже фото сохранилось с Краевых соревнований, если найду отсканю и выложу.
правда было это лет пятнадцать назад
В Уфе врорде до сих пор всё на хорошем уровне. Чемпионат России проводится регулярно (видно по календарю)
В инете куча всего по этому направлению.
Зайди в 35ю школу, там Дрозденко Виктор Иванович. трудовик. он строил эту трассу. Многое расскажет. Журналов у него по моделизму куча и вообще мужик мировой.
P.S. А ванна в кружке до сих пор стоит? не потекла?
А ты попробуй форумы почитать, может что пригодиться.
Да и у тех, кто продает есть на что посмотреть и попробовать скопировать
Спасибо!
Я, наверное, был менее упертый в поиске.
Ну вот снова на сайте!
Ностальжи.
только кажется скамейки перекрашены!
А говорил проблемы, Володя всё нашёл!
Детям будет радость!
рылся в закромах, пара колёс, дисков, сгоревший мотор, эх хотел отправить в подарок, да нечего, извини!
Если честно я проникся темой детишки что то строят сами и заберу многие слова обратно
поэтому если нужно то могу поискать стоковые движки от mini Z и пару 180 от ламы (от мини совершенно нормал а на ламе начали чуть подгорать но тоже вполне живы
но как пересылать не знаю чесное слово
а вообще есть куча людей в москве кто сможет найти стоковые моторы мини их можно было бы саккумулировать и отправить партией
для поиска такого оборудования надо написать в ветку по моделям 1-24 если конечно надо
Трассовая автомодель своими руками
Отечественный трассовый автомоделизм, к зарождению которого причастен и наш журнал, давно миновал пору своего становления- Дальнейшая его судьба зависит от многих факторов. Число и качество трасс, имеющихся в распоряжении у поклонников этого зрелищного и, безусловно, молодежного вида спорта, здесь далеко не на последнем месте.
О том, как сделать «домашний автодром» для трассовых моделей, удовлетворяющий самым жестким современным требованиям, рассказывается в публикуемом материале.
Развитие трассового моделизма в стране, приведшее к образованию отдельной секции при ФАМС СССР, выход его на международный уровень, естественно, ужесточили требования к подготовке спортсменов и их моделям, а значит, и к самим «домашним автострадам», максимально приблизив последние к мировым стандартам. Так что современная трасса, без которой даже самые совершенные модели рискуют оставаться застывшими без движения музейными экспонатами,- это довольно сложное устройство, обеспечивающее питание модели электроэнергией и управление ею при движении.
Этим и другим не менее жестким требованиям в полной мере, на наш взгляд, удовлетворяют трассы, которыми располагают автомоделисты Воркуты, Москвы. Уфы, Одессы, Дунаевцев и ряда других городов, число которых неуклонно растет. Изготовлением «домашних автодромов», гарантированной поставкой их всем желающим активно занялись и вездесущие кооперативы. Ну а кому предлагаемые ими услуги, как говорится, не по карману, кто не привык рассчитывать на готовенькое, можно рекомендовать отлично проявившую себя за время эксплуатации самодельную конструкцию автотрассы. Изготовили ее юные техники клуба НПО «Моторостроитель» из города Перми под руководством А. Черноусова. Сделали, исходя из конкретных местных условий. А потому рекомендуемый для широкого распространения вариант конструкции несколько отличается от прототипа, носит более унифицированный характер.
Далее на циркулярной пиле, где заранее выставлена глубина обработки (7-10 мм), фрезеруется нужное количество пазов шириной 3-5 мм через определенные промежутки в зависимости от выбранной (но не менее 115 мм) ширины ездовой полосы, постоянной по всей трассе. Что касается криволинейных участков, то фрезерование направляющих пазов на них выполняется с помощью несложного приспособления. В основе его лежит Г-образная конструкция, к вертикальной части которой крепится на болтах Мб со скобами электродрель с зажатой в патроне фрезой. Один конец регулируемой планки устанавливается в центре поворота, а второй описывает полный круг. Так фрезеруются дорожки криволинейных участков будущей трассы.
Затем этот круг разрезается ножовкой на повороты в зависимости от выбранной конфигурации «домашнего автодрома» под углом 90 или 180 градусов.
Составляя из полученных заготовок основание дорожного полотна, следует не забывать: не менее чем половина длины трассы согласно существующим требованиям не должна быть профилирована, дабы не препятствовать за счет наклона поверхности действию центробежных сил на повороте. К профилированным же участкам относятся вход в вираж и выход из него.
Технология закрепления токопроводящих шин (выполняются из меди толщиной 1,5-3,0 мм и шириной от 8 до 12 мм) особой сложностью не отличается. К полотну трассы их приворачивают заподлицо шурупами либо попросту приклеивают. Последнее технологичней. Клей рекомендуется использовать марки НП-88Н.
Полотно покрывается шпатлевкой ПФ и краской ПФ-167. Можно воспользоваться и масляной краской. Причем на покрытые ею промежутки между шинами просеиваются мелкие опилки, излишек которых после просыхания сметается. Полотно прокрашивается и вновь посыпается. Проделывается это до тех пор, пока уровни шин и покрытия не станут одинаковыми. Затем следует зачистка наждачной бумагой и окончательная окраска.
Существуют, разумеется, и другие способы изготовления качественного покрытия. Воркутинцы, например, используют нанесение клея с наполнителем и пигментом, чтобы сымитировать цвет бетонной дорожки. Советуем для этой цели использовать анилиновый краситель, гуашь, тушь.
Трассу размечают в сотых долях длины, начиная от ярко-белой линии старта. Цифры наносят на оба борта «автострады», причем разметку ведут раздельно для правых и левых дорожек. Добиваются, чтобы обозначение дорожек в местах возможного вылета моделей было отчетливо видно и удобочитаемо.
ЧЕРТЕЖИ И РИСУНКИ:
1. Конструкция трассы для автомоделей (вариант) 2. Приспособление для фрезирования направляющих пазов на криволинейных участках трассы 3. Варианты конфигурации трассы 4. Функциональная схема, цветовое обозначение питания трассы и точек подключения контроллера |