Тетрадь для орфограмм своими руками

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

lazy placeholder

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Источник

Тетрадь для правил
картотека (русский язык, 1 класс) на тему

На уроках русского языка мы заводим «тетрадь для правил» и ведем в ней записи с 1 по 4 класс. Каждая орфограмма, памятка имеет свой номер. Очень удобно использовать при работе над ошибками.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Орфографический словарь 1 класс

№1 При записи предложения

Первое слово пишется с большой буквы,

или восклицательный знак(!)

№2 Заглавная буква в именах собственных

Названия улиц,рек,планет,далёких островов

С заглавной буквы будем мы писать!

Нам это правило всегда надо знать на пять!

В правило смотри почаще,

Там волшебные слова:

Запомни как пишется слово!

Запиши 5 раз, поставь ударение, подчеркни «опасное место»

Несложно понять, что чк и чн

Без мягкого знака писать надо всем!

Р и щ, щ и н – здесь не ждите перемен.

Мягкий знак тут не гостит

И от этого грустит!

До чк а,ме чт а,но чн ой, спо рщ ик,каме нщ ик

Запиши слово правильно 5 раз, поставь ударение

На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком

Исключения: пе сн я, го ст ь, ко ст ь,Ко ст я,гво зд ь,

№5 Безударная гласная в корне, проверяемая ударением

1)Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение!

2) Безударный гласный проверяю,

Число у слова изменяю!

Грач- грачи, травы- трава

№ 11 Разделительный ь

Слева от меня согласный,

Чтобы не было слиянья,

Сем ь я, жил ь ё,п ь ю, солов ь и

№6 Парные согласные

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

№ 12 Перенос слов draw

Переноси слова правильно:

За-йка – зай –ка draw

Предварительный просмотр:

Устная речь – это речь, которую мы слышим или произносим

Слово – сочетание букв, если оно имеет значение

Текст можно озаглавить.

разговора пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

Гласные звуки и буквы для их обозначения

*Гласный звук состоит только из голоса

*При произнесении гласного звука воздух проходит через рот

свободно, без преград.

*Гласный звук образует слог

Звуки (6): [а] [и] [о] [у] [ы] [э]

Буквы (10): draw draw

Е,Ё,Ю,Я дают два звука

1) В начале слова яма- йама

2) После другой гласной поёт-пайот

3)После ь и ъ знаков вьюга- вйуга

твердость согласного звука

на мягкость согласного звука

* Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса

* При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает

* Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком:

Парные звонкие Б В Г Д Ж З draw draw

глухие П Ф К Т Ш С

Непарные звонкие Л М Н Р draw

глухие Х Ц Ч Щ draw

Всегда твёрдые Ж Ш Ц

Всегда мягкие Й Ч Щ

Предварительный просмотр:

Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст

Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки

Источник

1 класс

ОРФОГРАММЫ

ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

(небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке –

что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)

Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки – в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!

Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).

Итак…

Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:

— этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;

— фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.

— учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.

— и учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот – писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).

Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.

НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:

1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;

2) несмотря на 5 часов русского в неделю – получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам – так и жить с неграмотным членом семейства);

3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);

5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма – это «ошибкоопасное» место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим – так и пишем. А в слове ВОДА – непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:

— А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

— В кого ты такой пошёл?

— Раз ты такой неумный – заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

— И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) – не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса – ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Чтобы добиться практически абсолютной грамотности, учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.

Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.

Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой «проверяемая безударная гласная в корне слова» или «парная согласная в слабой позиции» и предложить придумать другие проверочные слова.

Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.

На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.

Список обязательных орфограмм первого класса

для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Несколько слов о написании диктанта

1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.

2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.

3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).

Источник

Упражнения на развитие орфографической зоркости в начальной школе

Библиотека материалов Дум Думыча

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 17dc2fd6fb5cb943

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ

учитель начальных классов, Вашлаева Инна Марсовна

учитель начальных классов, Кашкарева Елена Федоровна

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание».

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 5ce4d6aeacf33710

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 9a9a541a420b258d

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 6bde14ecdc8a3a75

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 87e8e382df242c69

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 402f84df214b47d6

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 8c6c871cd34ecc5b

Все мы знаем, что в начальных классах закладываются основы грамотного письма.

Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Большинство детей знают (выучивают) орфографические правила, но вот применяют их в нужной ситуации далеко не все. Так как дети не замечают опасные места и, естественно, не применяют изученные правила.

Как научить ребенка видеть опасные места и находить свои ошибки?

Развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 713437353cd70a94

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 713437353cd70a94

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 713437353cd70a94

УДОСТОВЕРИЛСЯ В БЕЗОПАСНОСТИ

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологические особенности памяти и восприятия ребенка.

Хороши будут только те приемы и средства, которые опираются на индивидуальные особенности младшего школьника .

Многие люди хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства.

Чем больше органов чувств (по К.Д. Ушинскому) принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память детей.

Решить «орфографическую проблему» в начальных классах можно лишь постоянно и систематически вырабатывая орфографическую зоркость учащихся в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, мо­торное восприятие и запоминание орфографического материала.

Рассмотрим некоторые группы упражнений, используемых при формировании орфографических навыков у младших школьников.

Зрительный метод обучения нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видят, а не так, как слышат.

При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ.

Списывание – «Волшебный квадрат»

Использование опорных схем, памяток, алгоритмов

«Письмо от жителей Анаграммуса»

Карточки с выбором ответа

Для развития зрительного фактора можно использовать следующие упражнения:

метод В.В. Репкина, т

Игра «Зажги маячок ». Проводим звуковой анализ слова или списывание слов и предложений в прописях. Под «опасным местом» дети ставят красные кружки.

Использование зрительных опор, помогающих усвоить орфограммы.

При составлении зрительных опор, нужно руководствоваться правилами, взятыми из учебников по русскому языку. Например:

1. Правописание разделительного мягкого знака (ь) в корне

согл. + Ь + е, е, и, ю, я

(Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, е, я, ю, и ).

построить опорную схему

Выпал пушистый снег.

Весной лес оживает.

Из берлоги вылезает сонный медведь.

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы без них. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти.

показ неправильного письма. Так, например, даётся текст, «написанный Незнайкой»: «В лису раслабальшая сасна. Под ней была зиленаятрова и красивыецвиты». или “На дваре трава. На траве драва.” Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать;

«волшебные» квадраты» (размер – 5 см, квадрат украшен аппликацией). При проверке написанного квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог, затем второй и т.д. Так он легко обнаруживает пропуск буквы. Этот простой приём даёт хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.

Письмо по памяти (в 1 классе-3 строчки, во 2 классе-5 строчек, в 3 классе-7 строчек, в 4 классе-10 строчек.)

Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 3b00dde4dbf302d5

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 12dac85a57fb127e

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 1dbfedb83cfdbc6

7bcd73b22e1116e52645349cf647d2ff %D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0 html 4881da88277945a9

Метод моделирования похож на прием работы со схемой или алгоритмом, только данную схему или алгоритм ребенок составляет самостоятельно или совместно с педагогом.

Модель-памятка представляет собой краткое описание орфографического правила с помощью условных обозначений.

В процессе моделирования дети овладевают умениями обобщать, фиксировать опознавательные признаки орфограмм и каждый этап орфографического действия в графической, знаковой или буквенной форме.

Применение моделей делает абстрактные орфографические правила наглядными, что обеспечивает выполнение предметно-практических действий ребенка со словом.

Исправление учащимся своих ошибок также является одним из приёмов по развитию орфографической зоркости.

Приёмы исправления орфографических ошибок использую разные. Работу над ошибками выполняем по памяткам, которые раздаю в первом классе.

В 1 и 2 классах на полях пишу номера орфограмм, в которых допущена ошибка, а в 3 и 4 классах орфограммы ученики определяют сами.

Цель этой работы: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её.

Ученик, получив тетрадь, принимается за поиск ошибок. Затем это слово ученик выписывает, подчёркивает ошибочно написанную букву, работает над ошибками по памятке.

Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание – один из важных видов упражнения, но списывание надо подкреплять аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор: навык держания ручки, опре­деление положения тела, тетради, умение придерживаться стро­ки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д.

Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «опис­ки»).

Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать.

Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически.

Л.С. Выготский: «Только там, где есть движение руки, тела ребенка, начинается движение его души и ума». Младший школьник любит «разговаривать» пальчиками, жестами. Каждый учитель может придумать свои жесты, разучить с детьми, а затем регулярно использовать их на уроках обучения грамоте. Это поможет повысить результативность и интерес к учебному предмету.

Чистописание целесообразно начинать с обсуждения, из каких элементов состоит буква, как она соединяется с другими буквами, с правилами ее написания. Обязательно проводится звуковой анализ. Звукобуквенный разбор слов заставляет ученика сравнивать произ­ношение и написание слова, учит видеть расхождение между ними, вызывает необходимость объяснять орфограммы.

« Игра на рояле» . Упражнение можно использовать на уроке русского языка. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение «Игра на рояле» (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа.

Цель : развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.

Орфографическое проговаривание целесообразно при выполне­нии любых упражнений (особенно в 1 и 2 классе), в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографиче­ское проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произ­носится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остается память движений речевого аппарата.

При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направ­лять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание за­писанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконт­роль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

Методика П.С. Троцкого – орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.

Пусть ученик, читая или диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем.

Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.

Комментированное письмо . При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки .

Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Здоровая спина
Adblock
detector