Схема лампового фонокорректора своими руками

Самодельный фонокорректор

Устройство очень минималистично, на его передней панели находятся два входных тюльпана, выключатель для отделения общего провода от заземления и выходной трёхконтактный джек:

1546156008 fao8ds5jq6ylcwu large

Внутри тоже всё довольно просто. Двуполярный блок питания:

1546156493 screenshot 2018 12 30 10 49 51 1

И собственно фонокорректор:

1546156567 screenshot 2018 12 30 10 49 57 1

Платы Zoran.Velinov сделал ЛУТом так: печать на глянцевой бумаге, перенос на нагретую фольгу прокатыванием сверху трубой из нержавеющей стали, травление составом из 12% перекиси и 15-20% соляной кислоты, остальное вода.

1546162107 screenshot 2018 12 30 12 18 26 1
1546162100 screenshot 2018 12 30 12 19 51 1

Платы после сборки:

1546162193 screenshot 2018 12 30 12 21 22 1
1546162206 screenshot 2018 12 30 12 21 34 1

Почему-то мастер решил впаять в платы клеммники лишь на время проверки, а затем выпаять их и впаять все провода непосредственно в платы. Дело вкуса.

Мастер разбирает компьютерный БП:

1546162795 screenshot 2018 12 30 12 33 47 1

Переворачивает разъём питания:

1546163024 screenshot 2018 12 30 12 42 27 1

Клеит на корпус наклейки:

1546162828 screenshot 2018 12 30 12 34 06 1
1546162879 screenshot 2018 12 30 12 34 22 1

Помещает внутрь свои платы (изолирующая прокладка между корпусом и печатными проводниками обязательна), соединяет их по питанию, подключает кабели входов:

1546163221 screenshot 2018 12 30 12 45 31 1

1546164555 screenshot 2018 12 30 13 03 17 1

Соединяет разъём питания через выключатель с платой БП (ОСТОРОЖНО! И предохранитель бы сюда ещё добавить):

1546164618 screenshot 2018 12 30 13 03 28 1

Подключает входные тюльпаны:

1546165055 screenshot 2018 12 30 13 10 39 1

Выключатель разделения общего провода и заземления:

1546165118 screenshot 2018 12 30 13 10 58 1

1546165218 screenshot 2018 12 30 13 10 45 1

С обратной стороны:

1546165198 screenshot 2018 12 30 13 10 51 1

Подключает выходной трёхконтактный джек:

1546165307 screenshot 2018 12 30 13 11 06 1

Изолирует его с обратной стороны так:

1546165479 screenshot 2018 12 30 13 11 26 1

1546165437 screenshot 2018 12 30 13 11 39 1

1546165539 screenshot 2018 12 30 13 11 52 1

Ну, теперь всё можно соединить и слушать:

1546166009 screenshot 2018 12 30 13 30 26 1
1546166023 screenshot 2018 12 30 13 30 35 1

Если вас заинтересовал этот фонокорректор, скачайте все необходимые для его изготовления файлы в одном архиве.

Источник

Универсальный ламповый звукоусилительный комплект: фонокорректор, PP/SE, ORTO, схемы и чертежи

Здравствуйте, уважаемые читатели Датагор.ру!
Предлагаю вашему вниманию мою первую статью. Исполнение чертежей от руки согласовано с редакцией. Старался нарисовать четко. Вопросы и поправки, пожалуйста, в комментарии.

Наблюдаю, как поутих ажиотаж на тему «лампового звука». Кажется, обсуждено всё мыслимое и немыслимое, но я всё же решил поделиться своим проектом. Ведь «винил с лампой» это классика. А классика, как известно, из моды не выходит.

1443425277 vris.1 komplekt

На категорию «HI-END» я не претендую. Целью данного проекта было создание системы для очень широкого диапазона использования — от вдумчивого домашнего прослушивания, до озвучивания вечеринок, при минимальных финансовых затратах. И, конечно, для неугомонных братьев-радиолюбителей, которые не останавливаются на достигнутом и бесконечно «апгрейдят» свою систему. В моём проекте есть где «разгуляться» в плане конфигураций, комплектующих и т.п.

Комплект состоит из моноблока стереофонического усилителя c фонокорректором и двух акустических систем «ORTO».

Содержание / Contents

↑ 1. Внешний вид и дизайн

1443411509 vris.2 raspily as 1443411491 vris3 raspily monobloka

А если немного дороже, то декоративные элементы можно заказать из ламинированного МДФ, с элементами отделки под ваш интерьер. Кстати, МДФ и для звука предпочтительнее.

↑ 2. Динамические головки для АС

1443413277 noema1443413434 senon

Выбор пал на широкополосные динамики 100ГДШ-33-16 («бывшие» 4А32). Литые корпуса, 16 Ом, мощность 100 Вт, диапазон от 50 Гц до 17 кГц, чувствительность 97 дБ. Ну и натуральные материалы: бумага, ХБ.
Заказаны у производителя «НОЭМА», г. Новосибирск. Через три недели динамики доставлены Почтой России в целости и сохранности. Качество сборки не огорчило.

Для ВЧ-звена приобрёл в «Чип и Дип» (также почтой) китайские рупорные твитеры PT25B-1 от Senon Audio (8 Ом, 120 Вт RMS, чувствительность 96 дБ, диапазон от 3 кГц до 22 кГц). Качество похуже, но терпимо.

↑ 3. Акустическое оформление АС

1443411482 vris.4 as

Внутренние поверхности задемпфированы автомобильной «шумкой» в виде плотной «пенки» толщиной 5 мм на клейкой основе.

Для «виртуального» увеличения объёма, АС в зоне динамиков заполнены синтепоном в виде ленты, уложенной «змейкой». Немаловажно: конструкция обеспечивает минимальный риск повреждения динамиков при эксплуатации. Самостоятельный расчёт не производил, всё уже придумано, рассчитано и «обкатано».

Тестовое прослушивание колонок, пока без твитеров. Результат достойный, высокая отдача во всём диапазоне, детальность, прозрачность, бас тугой, без гула и бубнения.

Подключил твитеры через конденсатор 1 мкФ 160 В (К73-16). Отдача на ВЧ и СЧ возросли, но пострадала детальность, появилась «каша». Уменьшил ёмкость до 0,5 мкФ, чтобы подзвучить самый верх и всё пришло в норму. Хотя с одним динамиком «душевнее», но комплект универсальный и для клубного варианта без «пищалки» не обойтись. При желании можно установить выключатель ВЧ головки.

↑ 4. Корпус моноблока усилителя

1443411514 vris.5 monoblok

↑ 5. Блок питания

1443411444 vris6 shema bp

1443411465 vris7 trans silovoy

При обратной сборке не забудьте помазать торцы сердечника ферромагнитной пастой.

«По идеологии» и с точки зрения надёжности, полупроводники в схеме не применял (кроме выпрямительных мостов).

↑ 6. Выходные трансформаторы. «Больная» тема!

Эти девайсы, как правило, тормозят всё дело ввиду сложности самостоятельного изготовления или высокой стоимости приобретения. Мой вариант «дёшев, сердит», а главное – звучит! Это ТС-270 («медный») с минимальной переделкой.

Собираем трансформатор с применением ферромагнитной пасты в зазоре и соединяем обмотки согласно схеме.

1443411463 vris8 trans vyhodnoy

Упрощённый расчёт трансформатора производился для двухтактной схемы по методике, изложенной на сайте «Лампочка Ильича». Была попытка применить ТС-270 с минимальной перемоткой («домотка» выходной обмотки), исходя из публикации С. Комарова «Ламповые УНЧ на трансформаторах ТАН», но для ГУ-50 реально не хватило индуктивности первички.

На первых порах можно обойтись минимальной «домоткой»: оставляем обмотки с выводами № 7 и № 17 (245 витков ПЭВ-0,2) и 7-е выводы соединяем с 16-ми, а 17-е выводы на аноды ГУ50 и вручную наматываем выходную обмотку. Недостатки: индуктивности для ГУ-50 маловато и номинальный ток 70 мА на пределе.

↑ 7. Модуль УМЗЧ

1443411514 vris9 shema umzch

1443411434 vris.11 pp na 6s33s 1443411449 vris.10 pp na gu50

Оперативные органы управления: громкость, переключатель входов, глубина ООС, триммеры токов покоя ламп расположены на плате УМЗЧ в непосредственной доступности.
Переключатель анодного напряжения с задней стороны, в непосредственной близости от фильтров питания и выходных трансформаторов.
Переключатель входов галетного типа коммутирует три источника: два плеера CD и проигрыватель винила.
Для исключения земляных петель, экраны сигнальных кабелей тоже коммутируются.

Проигрыватели компакт дисков дополнительно подключены к ресиверу оптическими кабелями, а «винил» к аналоговому входу. На ресивере выбираю источник и к «ламповому стерео» получаю дополнительные опции: «подработка» сабвуфера плюс центр и тылы в разных режимах.

1443411463 vris.13 montazh umzch

Плата модуля изготовлена из фольгированного стеклотекстолита 3 мм. Фольга выполняет только роль экрана с заземлением в точке подключения входных кабелей. Монтаж «воздушный», навесной, произведён с соблюдением всех правил и руководствуясь исключительно законами физики, радио и электротехники.

Плата установлена на втулках высотой приблизительно 10 мм для обеспечения конвекции воздуха из подвала шасси.

↑ 8. Фонокорректор

1443411508 vris.14 vinil korrektor 1443411508 vris.15 universalnyy vk

Ламповый фонокорректор собран в корпусе, спаянном из фольгированного стеклотекстолита. Сигнальные и питающие проводники распаяны внутри корректора. Для защиты от электромагнитных наводок, корректор помещён в стальной корпус.

↑ 9. Выбор радиодеталей и комплектующих

Применены комплектующие, в основном, советского «военного» производства: октальные лампы, полипропиленовые конденсаторы в сигнальных цепях и т.д. Исключение составляют электролитические конденсаторы в питании, некоторые коммутационные элементы, часть резисторов.

Выбор делался исходя из возможностей и объективных технических характеристик, без измышлений «истинного хайэндщика» по поводу «сетевого шнура с золотыми жилами и иридиевой вилкой» и т.п.

Конструкция даёт неограниченные возможности апгрейда и экспериментирования в части комплектующих, но это по желанию и «карману».

↑ 10. Настройка

Монтаж закончен. Тщательно проверяем правильность монтажа, это делать лучше на следующий день после окончания сборки, чтобы в голове произошла «дефрагментация» накопленной информации.

Минут через 15 включаем анодное. Проверяем режимы ламп предварительных и драйверных каскадов, при отклонении более 30% придётся «повозиться», но если номиналы комплектующих выдержаны, то настройка не потребуется.

Плату в штатное положение. По прибору триммерами устанавливаем токи покоя ламп, если пошёл сильный «возбуд», меняем местами концы выходной обмотки звукового трансформатора.

Оцениваем форму и уровень сигнала в «обозримом» диапазоне, проверяем отсутствие «возбудов» при разных положениях регуляторов усиления и ООС.

Подключаем АС, источник сигнала и слушаем!

↑ 11. Теперь о главном. Звук

Ну, а если серьёзно? Комплект звучит достойно во всех вариантах, жанрах музыки и условиях прослушивания. Басы ошеломляющие, верх «хрустальный», середина не выпирает (и это без какой либо коррекции АЧХ), динамика для лампы неожиданная.
С лампами ГУ-50 звук более «мягкий», с 6С33С «порезче».

Не критерий, конечно, но бюджетный ресивер «Pioneer» (100 Вт на 6 Ом, КНИ 0,06%) по открытости, глубине и детализации звука рядом не стоял с предложенным комплектом.

↑ 12. Технические характеристики

Характеристики, как и схемные решения, особенностей не имеют, известны и типичны. Тем более в разных вариантах и глубине ООС, имеют разные значения. Посему, производить замеры и выкладывать «красивые» спектрограммы не вижу смысла. В будущем, при желании, «на десерт», можно этим заняться, но уверен, что «эпохальных» открытий, как и глубоких разочарований, не будет.

↑ 13. Недостатки

Большой вес моноблока. Зато проигрыватель винила «как вкопанный». Большое потребление энергии и тепловыделение.

↑ 14. Трудности при реализации

После монтажа трансформаторов в моноблок, впал в панику: гудение заметно прослушивалось, корпус играл роль акустического резонатора. От крепления к полке винтами отказался, установив все трансформаторы на «подушки» из пористой резины толщиной 5 мм с фиксацией плоскими резиновыми жгутами. Проблема гудения решена!

Немало хлопот доставили магнитные наводки от силовых трансформаторов. Установка пермаллоевого или стального экрана между силовой частью и УМЗЧ необходима, а в идеале лучше установить «силовики» на самой нижней полке моноблока.

↑ 15. Положительные моменты

Настройка свелась к проверке режимов ламп мультиметром. Осциллограф и генератор понадобились при оценке формы сигнала, АЧХ и выходной мощности.

↑ 16. На будущее

Кроме изготовления более качественных выходных трансформаторов ничего не планирую.
«Кондёры» по 100 долларов за штуку считаю излишеством, если не извращением.

↑ 17. Итого

На самом деле, ничего особенного в данном проекте нет. Чай, не адронный коллайдер. Это скорее реанимация идей прошлого века, выполненная его представителем. Универсальность, повторяемость и простота относительные, но два варианта «лампового звука», при неплохом звучании, имеют место.

Если, эта публикация поможет кому-то, особенно молодёжи, при минимальных затратах воплотить «в металл» свой проект, буду рад.
Спасибо за внимание!

↑ P.S. SE по Манакову

Естественно, умиротворение не наступило. Глодала мысль о «ВЕЛИКОМ» SE.
И вот, пара реле РЭС-47, пара двойных тумблеров, две пары клемм акустики. И, главное, намотал два «выходника» на железе ОСМ1-0,4 для 6С33С (1,2 кОм/16 Ом). Первичка 1120 витков проводом 0,5 мм, три секции. Вторичка 200 витков 1,2 мм, две секции. Немагнитный зазор 0,35 мм.

Немного слесарно-монтажных работ, и в результате однотактный «SE по Манакову»!

1443411500 vris16 shema dorabotki dlya se
1443411481 vse konfiguraciya

Дополнительно исключил оперативные регуляторы ООС, т.к. они оказались без надобности, резистор ООС 100 кОм «чисто символически»; КЦ в анодных выпрямителях заменил мостами на диодах Шоттки; накал первой лампы 6Н8С «подпёр» сотней Вольт вместо 50-ти.

Переход на этот вариант немного хлопотный, но звук того стоит.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

userinfo v8bootsector

Ретротехника, самоделки и борьба с идиотизмом

На задней панели моего лампового усилителя можно увидеть разъём типа DIN-5 (СГ-5). Я оставил его как задел на будущее, точно не зная, как именно смогу его использовать. В этом году наконец наступила ясность — я задействовал его для подключения самодельного фонокорректора, вынесенного в отдельный блок.

213759 original

Порой фонокорректор путают с темброблоком — узлом, позволяющим менять баланс высоких и низких частот для придания звуку желаемой окраски. У фонокорректора совсем другое назначение: без него не обойтись при воспроизведении музыки с виниловых пластинок, если используется магнитная головка звукоснимателя. Дело в том, что сигнал записывается на пластинки с изменением спектра: амплитуда низкочастотных колебаний существенно уменьшается, а высокочастотных — увеличивается. Это делается для снижения потерь; АЧХ такого преобразования называется кривой RIAA (Recording Industry Association of America) и выглядит следующим образом:

213286 original

Чтобы восстановить сигнал в исходном виде, звуковую дорожку нужно «распаковать», а затем усилить сигнал до уровня, достаточного для подачи в схему основного усилителя. Этим и занимается фонокорректор. По сути, он представляет собой небольшой предусилитель со встроенным набором фильтров.

В большинстве заводских усилителей есть встроенный фонокорректор, но в моей самоделке его по понятным причинам не было. Фонокорректор можно было бы расположить в имеющемся корпусе, но тогда пришлось бы либо радикально уплотнять внутреннюю компоновку, чтобы разместить лампы в «подвале», либо отказываться от красивых зелёных индикаторов спереди. Эти варианты меня не устраивали, поэтому я решил сделать фонокорректор в виде отдельного устройства. А когда я взялся продумывать его конструкцию, то понял, что можно обойтись без отдельного блока питания, если использовать тот, что встроен в усилитель. Запас по мощности вполне позволял это сделать, а техническая реализация такого финта не представляла сложности. Таким образом, было решено делать фонокорректор в формате приставки к основному устройству. Лично я таких девайсов не встречал — хотя, быть может, они мне просто не попадались на глаза.

Я подвёл к разъёму DIN-5 накальное и анодное напряжения, а также провод «земли». Контакты я назначил так, чтобы в случае ошибочного подключения какой-либо другой аудиотехники замкнутых цепей не образовалось бы и ничего бы не сгорело.

213781 original

В качестве корпуса для фонокорректора был выбран алюминиевый бокс фирмы Gainta (из той же серии, что и кожухи для трансформаторов усилителя). Я прикинул, что в нём можно разместить вот такую несложную, но проверенную временем схему на советских лампах 6Н2П:

214045 original

Я нашёл её в интернете и немного модифицировал, почитав обсуждения на форумах. Затем я перерисовал схему в программе sPlan 7.0, создав свой шаблон оформления по мотивам иллюстраций в старых книгах по радиоэлектронике.

Рабочий макет фонокорректора я собрал на том же стенде, на котором три года назад собирал усилитель. Я закрепил ламповые панельки на том же расстоянии, на каком собирался их расположить в корпусе, и благодаря этому в дальнейшем смог просто переставить готовую схему с макета, ничего не перепаивая.

214371 original

Классический «ламповый» навесной монтаж с максимальным использованием выводов самих радиодеталей не только упрощает сборку, но и позволяет снизить уровень наводок.

На схеме выше показан только один канал фонокорректора; для стереозвука их нужно два. Лампа 6Н2П представляет собой двойной триод, то есть можно было бы собрать каждый канал на своей лампе, но по многим причинам лучше использовать половинки разных ламп, как я и сделал.

Чтобы не ошибиться с разметкой корпуса, я сделал упрощённую модель будущего устройства в Inventor:

214709 original

Я взял советские керамические панельки типа ПЛК-9 с пояском, позволяющим устанавливать экранирующие колпачки. Фонокорректор добавляет два каскада к цепи усиления, так что дополнительная защита от наводок не будет лишней. Полностью панельки не помещались по высоте, так что их пришлось немного вынести наружу. Чтобы пояски смотрелись лучше, я запланировал отполировать их. Ну а пока размечаем отверстия для ламп.

214948 original

И сверлим много-много дырочек по контуру. Наверное, можно было использовать ступенчатое сверло большого диаметра, но я решил перестраховаться, чтобы не испортить заготовку.

215178 original

Выровнять отверстия мне помогли точно подобранные по диаметру отрезные круги для дремеля.

215352 original

Один из наиболее ответственных этапов работы — проделывание отверстий под стойки, к которым будет крепиться начинка. Нельзя ошибиться даже на 0,5 мм, иначе панельки просто не совпадут с окнами в крышке, а переделать что-либо будет очень сложно. Но всё получилось с первого раза.

215593 original

Стойки не образуют в плане прямоугольник — так было сделано, чтобы внутренняя схема получилась более симметричной, а лампы смотрели «лицом» на меня.

После добавления фильтрующих конденсаторов по питанию получилась вот такая плотно упакованная начинка:

216000 original

На снимке, увы, монтаж смотрится довольно беспорядочным, хотя я старался выполнить его как можно аккуратнее. Возможно, дело в том, что фотография плохо передаёт объём, и элементы с разных уровней накладываются друг на друга. На самом деле они разнесены на достаточное расстояние, а кое-где для безопасности на их выводы надеты изолирующие трубки.

В задней части крышки я пропилил арки диаметром чуть меньше, чем у кабелей. Вместе с бортиком, идущим по краю основания корпуса, это обеспечивает надёжную фиксацию кабелей, а крышка остаётся легко снимаемой.

216188 original

На следующей фотографии левый кабель служит для подключения к блоку питания усилителя, средний передаёт выходной сигнал, а правый является входом для проигрывателя пластинок.

216454 original

Доставшийся мне в наследство проигрыватель Radiotehnika «Ария-102-стерео» имеет выходной разъём того же типа DIN-5. Конечно, его можно заменить на современные «тюльпаны», но я решил оставить вещь в её оригинальном виде. Если у меня появится другой проигрыватель, проще будет перепаять разъём на кабеле фонокорректора.

Снизу к корпусу приклеены четыре ножки, вырезанные из листовой резины с хорошей «хваткостью».

216706 original

Вот так система выглядит в сборе:

216862 original

Фонокорректор работает чисто, практически не добавляет шума, так что можно даже не ставить на лампы экранирующие колпачки.

Меня нельзя назвать виниломаном, да и «Ария-102» — прямо скажем, не тот проигрыватель, от которого стоит ждать небывалых глубин звука. Свой фонокорректор я делал не с целью превзойти серийные решения. Скорее мне было интересно создать ламповое устройство в необычном форм-факторе — ну и получить возможность слушать грампластинки через свой усилитель, конечно же. В этом плане затея удалась на все сто.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Здоровая спина
Adblock
detector