Октановое число бензина – что это такое

Октановое число бензина – что это такое

Октановое число бензина — что это такое

Различные виды бензина: в чем разница?

Многим из нас приходилось слышать, что бензин имеет некое «октановое число», но не каждый знает, что это такое. На самом деле октановое число является достаточно значимым показателем, который очень важен при работе двигателя.

Этот показатель определяет свойства того или иного топлива, которые напрямую влияют на характеристики работы двигателя автомобиля. Это число указывает на то, насколько топливо устойчиво к детонации.

Автомобильные двигатели подразделяются на типы, которые ориентированы на то или иное октановое число. Если использовать топливо с неподходящим для вашего двигателя октановым числом, то данный двигатель скоро выйдет из строя.

Что же это за число?

Понятие «октановое число» под собой подразумевает устойчивость воспламенения топлива в условиях сильного сжатия. На эти свойства напрямую влияет такой элемент, как изооктан. Также очень важно наличие в топливе н-гептана. Количество этих элементов в топливе и определяет октановое число.

Когда двигатель автомобиля эксплуатируется на топливе, в котором октановое число не соответствует заявленным требованиям (ниже требуемого), то при работе мотора отчётливо слышен металлический звон.

Данный звуковой эффект возникает из-за очень большой скорости горения топливной смеси в цилиндрах двигателя. При быстром горении давление увеличивается неимоверно быстро, что и приводит к возникновению металлического звука. В народе этот металлический звон называют «детонацией». Детонация очень вредна для двигателя.

Если число низкое

Когда вы по необходимости заправились бензином, который имеет низкое октановое число, то данное число можно повысить. Для того чтобы бензин сделать более качественным, есть два способа. А именно:

  • Можно добавить в топливо специальные компоненты, которые носят название – антидетонаторы;
  • Также используется метод, который подразумевает увеличение октанового числа с помощью сложной обработки топлива. Но это сложный способ.

Широкое распространение получил первый способ увеличения числа, так как он является очень простым и легко осуществимым.

Для этого лишь нужно иметь антидетонатор, и знать пропорции, в которых нужно смешивать данный элемент с топливом.

К наиболее распространенным антидетонаторам можно отнести такой популярный компонент, как тетраэтилсвинец. Наряду с этим элементом широко используются всякого рода добавки в топливо, которые в основе своей имеют спирт.

Спиртовые добавки

Ранее среди автолюбителей был очень популярный способ увеличения октанового числа бензина — банальное добавление спирта в топливо. Широко использовались разные виды спирта, как метиловый, так и этиловый.

И если взять бензин 92, и добавить в него одну десятую часть, скажем, этилового спирта, то с помощью этого нехитрого действия можно сделать из 92-го бензина — 95-ый. Также эта манипуляция очень хорошо сказывается на экологичности отработавших газов. Вредность выхлопа уменьшается в разы.

Если вы решили таким способом повысить октановое число бензина и заготовили его впрок, то нужно помнить, что спирт обладает очень высокими показателями гигроскопичности. Смешанный со спиртом бензин требует особых методов хранения.

Условия хранения должны полностью исключать присутствие сырости и влаги в помещении, так как спирт притягивает влагу, и в вашем обогащенном спиртом топливе может появиться вода. А вода с топливом в двигатель — это немыслимо.

Добавление тетраэтилсвинца

Данный элемент по сути является наиболее предпочтительным в использовании. Тетраэтилсвинец имеет достаточно высокие показатели в плане вязкости и температуры закипания. Этот компонент в качестве добавки начал применяться ещё в начале 20 века. Тетраэтилсвинец позволяет повысить октановое число бензина более чем на 15 единиц.

Тетраэтилсвинец используется только для добавки в топливо, а не в чистом виде, и его регулярное использование приводит к небольшому отложению на деталях двигателя в виде нагара.

Этот нагар не что иное как оксид свинца, и чтобы он излишне не накапливался на деталях двигателя, применяются специальные средства, которые препятствуют возникновению нагара. К их числу можно отнести:

  • Очень эффективный элемент- диромэтан;
  • Также очень хорошо справляется с нагаром — бромистый этил;
  • Не менее эффективен и дибромпропан.

Понижаем число

В наше время перед автолюбителями порой встаёт вопрос не повышения октанового числа, а его понижения. Это связано с тем, что на современных заправках уже не встретить бензин — 80, и тем более — 76.

Бензин с низким октановым числом используется ещё многочисленной Советской техникой, и бережливые хозяева данной техники, чтобы не нанести ущерб двигателю высоким октановым числом топлива, разными способами стараются это число понизить. В народе существуют несколько способов понижения октанового числа. К ним относятся:

  • Добавление в бензин некоторого количества керосина, но здесь нужна сноровка, чтобы не «промазать» с пропорциями;
  • Можно также на некоторое время оставить не закрытую пробкой канистру на свежем воздухе, и на несколько дней. При использовании данного метода вы получите ежесуточное снижение числа на 0,5.

Первый метод требует максимально точного знания текущего октанового числа и количества керосина, который будет добавлен в бензин, чтобы получить желаемое число на выходе.

Как измерить октановое число?

Чтобы измерить данное число, нужно иметь — октанометр. Определение числа происходит очень просто и быстро.

Принцип работы данного устройства тоже несложный. Он основан на принципе диэлектрической проницаемости. Октанометром определяют число не только бензина, но и дизтоплива.

Заключение

Из всего вышесказанного можно заключить, что октановое число является очень важным показателем качества топлива, которое сильно влияет на работу и долговечность двигателя автомобиля.

Каждый автопроизводитель четко указывает, какое октановое число должно быть у топлива, которое применяется на том или ином автомобиле. Нарушение требований касательно октанового числа ведёт к самым непредсказуемым результатам во время эксплуатации двигателя.

Несоответствие октанового числа может не только отправить двигатель в капремонт, но и привести двигатель в более плачевное состояние.

Уважаемые автомобилисты! Внимательно следите за октановым числом применяемого вами топлива, и тогда ваш двигатель своим приятным «шёпотом» будет радовать вас долгие и долгие годы.

185 Всего читали 185 Читают сейчас

Посты по теме

Комментарии:

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.