Аверченко дюжина ножей в спину революции урок

А.Т.Аверченко
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Презентация к уроку литературы в 11 классе по творчеству А.Т.Аверченко

Скачать:

Вложение Размер
arkadiy_timofeevich_averchenko.pptx 2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Аркадий Тимофеевич Аверченко Традиции русской сатиры в прозе Аверченко . Выполнила: учитель русского языка МБОУ СОШ №2 с. Александров Гай Клочкова Т.В.

Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.

В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в Петербургских театрах.

На данном этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, тем самым служат для большего отстранения действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени.

Постепенно в творчестве Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке », «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен » и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние развала, в котором находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности. .

К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране. И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.

В 1921 году в Париже выходит книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные — все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни.

Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного» 1921 года. «Записки простодушного» — сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».

В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии. В 1925 году выходит последнее произведение писателя юмористический роман «Шутка мецената

Сборники рассказов « Юмористические рассказы» «Весёлые устрицы» «Всеобщая история, обработанная „ Сатириконом “» «Двенадцать портретов (в формате „Будуар“)» «Дети» «Дюжина ножей в спину революции» «Записки Простодушного» «Кипящий котёл» «Круги по воде» «Маленькая лениниана » «Нечистая сила» «О хороших, в сущности, людях!» «Пантеон советов молодым людям» «Рассказы для выздоравливающих» «Рассказы о детях» «Рассказы о старой школе» «Смешное в страшном» «Сорные травы» «Чёрным по белому» «Чудеса в решете» «Экспедиция в Западную Европу сатириконцев : Южакина , Сандерса , Мифасова и Крысакова » «Юмористические рассказы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спектакль по рассказам М. Зощенко и А. Аверченко для города создавали вместе с учениками 9 классов. Участвовали 9 и 5 классы, а также зрители. По ссылке можно просмотреть отрывки из спектакля.

Презентация содержит информацию о творческом пути писателя и краткий обзор произведения «Шутка Мецената».

Жизнь и творчество.

Текст к конкурсу «Живая классика&quot.

тест по творчеству Авеченко. Биограия и творчество поэта.

Источник

Материалы к уроку . А.Н.Аверченко. Сборник Дюжина ножей в спину революции.

Цель : познакомить с политической сатирой Аверченко.

Проверка знаний учащихся. Письменный опрос.
— какое образование получил Аверченко? ( домашнее, два класса гимназии)
— социальное происхождение Аверченко? ( из купеческой семьи)
— с какого возраста начал трудиться? ( с 15 лет)
— с каким городом связано начало писательской деятельности? ( с Харьковым)
— приехав в Петербург, в каком журнале стал сотрудничать? ( «Сатирикон»)
— главным редактором какого журнала стал с 1913 года? ( «Новый сатирикон»)
— перечислите псевдонимы Аверченко, ( Медуза Гаргона, Фальстаф. Фома Опискин),
— почему большевики закрыли журнал? ( посчитали его антисоветским)
— почему эмигрировал Аверченко? ( не принял новый строй)
— какой сборник Аверченко Ленин назвал «высокоталантливой книжкой озлобленного до умопомрачения белогвардейца». ( «Дюжина ножей в спину революции»)
— где похоронен Аверченко? ( в Праге)
— тематика сатирических и юмористических рассказов Аверченко? (
темы социального быта,
темы частных человеческих пороков,
темы социально-политические,
тема мужчины и женщины,
темы извечного противостояния взрослых и детей.)
— традиции каких русских писателей продолжает Аверченко в своих произведениях? ( Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов)
— традиции Чехова в сатире Аверченко? (Стиль многих рассказов напоминает чеховский стиль – лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Аверченко высмеивает глупость, пошлость, бездарность. Аверченко по-чеховски изобретателен по части сюжетов, порой он их выстраивает почти из ничего.

Тематика и пафос рассказов периода эмиграции.
Сборник « Дюжина ножей в спину революции».
Основу любого рассказа составляет обескураживающий веселый смех писателя. Но если в прозе Аверченко до эмиграционного периода доминирует добродушная ирония, то в произведениях 20- х годов, в период эмиграции , авторский тон заметно меняется, здесь особенно сильно проявляется сатирический дар писателя. В 1921 году в парижском издательстве вышел сборник « Дюжина ножей в спину революции». Ярко выраженную «контрреволюционную» направленность своих рассказов автор иронически подчеркивает в предисловии : « Какой бессердечный, жестокий молодой человек – этот Аркадий Аверченко!. Взял да воткнул в спину революции ножик, да не один, а целых 12!»

Рассказ «Трава, примятая сапогом»
В сборнике « Дюжина ножей в спину революции» обращает на себя внимание рассказ «Трава, примятая сапогом».
прослушивание + чтение рассказа ( аудиозапись на диске в папке «Аверченко») 7 минут

Искалеченная войной детская душа — это тот нож, который оставляет в железном теле революции незаживающую рану.
Авторская позиция – в диалоге повествователя с маленькой девочкой, которая очень хорошо в свои 8 лет разбирается во взрослой военной жизни.
Возражением этому жестокому миру вражды и насилия является беззащитное детство, подобное молодой травинке, примятой тяжелым кованым сапогом.

«Прошли полежал, полежал примятый, полураздавленный стебелек, пригрел его луч солнца, и опять он приподнялся и под теплым дыханием дружеского ветерка шелестит о своем, о малом, о вечном».

Несложно представить, какие отзывы вызвал парижский сборник рассказов Аверченко в советской прессе : « юмор висельника», « мерзость», «белогвардейщина». Но наиболее яркой и интересной была оценка, данная Лениным : « С поразительным талантом изображены впечатления и настроения представителей старой помещичьей и фабрикантской , отъевшейся и объедавшей России. Так, именно так должна казаться революция представителям командующих классов. Огнем пышущая ненависть делает рассказы Аверченко иногда яркими до поразительности».
С точки зрения вождя мирового пролетариата, Аверченко, отображающий гнев и возмущение класса господ, способствует разоблачению его изнутри как естественного врага революции.

Рассказ «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»
Что получили от социального эксперимента большевиков рабочие – тот самый пролетариат , именем которого и была названа революция? Именно в этом вопросе спрятан самый коварный из ножей сатирика.

просушивание + чтение рассказа ( аудиозапись на диске в папке «Аверченко») 5 минут
Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого гнусного хозяина кровопийцы поденную плату за 9 часов работы — всего два с полтиной. «Ну, что я с этой дрянью сделаю. — горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью. — И жрать хочется, и выпить охота, и подметки к сапогам нужно подбросить, старые — одна, вишь, дыра. Эх, ты жизнь наша раскаторжная!!» Зашел к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подметок.
— Есть ли на тебе крест-то? — саркастически осведомился Пантелей.
Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своем месте, под блузой, на волосатой груди сапожника. «Ну, вот остался у меня рупь-целковый, — со вздохом подумал Пантелей. — А что на него сделаешь? Эх. » Пошел и купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос, — так разошелся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось. И когда уселся бедняга Пантелей за свой убогий ужин — так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть не заплакал.
— За что же, за что. — шептали его дрожащие губы. — Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины — света Божьего не вижу. О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу. То-то мы бы пожили по-человечески!
Начало рассказа –
« ровно 10 лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего гнусного хозяина –кровопийцы поденную плату за 9 часов работы – всего два с полтиной. »
пародийно- ироническая завязка воспроизводит известную марксистскую формулу ограбления рабочих капиталом. Но далее следует подробный перечень покупок, сделанных «беднягой Пантелеем» на упомянутые деньги : выделив деньги на ремонт башмаков, он купил – « полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос» И все это на суточный заработок.
Одновременно с этим включается естественный механизм пролетарской ненависти : « За что же, за что. — шептали его дрожащие губы, — Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины, света Божьего не вижу О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу! ..То-то бы мы пожили по-человечески!» Пантелей клеймит богачей, эксплуататоров, наживающихся на труде бесправного народа. Он мечтает о свободе трудящегося народа.
С этой безотрадной картиной перекликается второй сюжет, рисующий положение рабочего Грымзина после обретения свободы в результате победившей революции: о ветчине, шпротах, французской булке теперь можно только мечтать. В финале рассказа звучит авторская ирония, оценка происходящего в России : « Эх, Пантелей, Пантелей Здорового ты дурака свалял, братец ты мой. »

Смысл сборника
От рассказа к рассказу Аверченко убеждает читателя в том, что в классовой борьбе нет и не может быть победителей и побежденных: от революции в равной степени пострадали и представители господствующих классов, и те, ради которых было раздуто пламя революционного мятежа. Все общество оказалось вовлечено в разрушительное действо, а огромная страна уподобилась поезду, сошедшего с рельс.
Общая идея сборника – сопоставление старой и новой России, отражает трагическую сущность происходящего. Уже в цитированном предисловии автор ссылается на слова К.Бальмонта : « Революция хороша, когда она сбрасывает гнет. Но не революциями, а эволюциями жив мир. Стройность, порядок – вот, что нужно нам, как дыхание, как пища. Внутренняя и внешняя дисциплина и сознание, что единственное понятие, которое нужно сейчас защищать всеми силами, это понятие Родины, которая выше всяких личностей и классов и всяких отдельных задач».
Эта авторская ссылка как нельзя лучше выражает пафос цикла, не утратившего остроты своего звучания и по сей день.

Задания к урокам по поэзии «серебряного века».
1. Д.С.Мережковский.
Статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (письменно ответить на вопросы)
— что есть художественный идеал?
— что такое символ, примеры из статьи.
— роль и значение символов в творчестве.

В.И.Ленин.
Статья «Партийная организация и партийная литература». Ответить письменно на вопросы:
— в чем состоит принцип партийности литературы?
— в чем автор видит свободу литературного творчества?

В.Я. Брюсов.
Статья «Свобода слова». Письменно ответить на вопрос : Каков взгляд автора на свободу творчества, полемика с Лениным.

2. Письменно, используя указанные статьи, манифесты, декларации, ответить на вопрос:

Особенности направлений литературы начала 20 века – футуризма, акмеизма, символизма, имажинизма и др. (составить конспекты указанных работ)

Футуристы. «Пощечина общественному вкусу»
Декрет № 1 о демократизации искусства.
Ничевоки. Декрет о ничевоках поэзии.

Идеологическая и художественная платформа группы пролетарских писателей «Октябрь»

Поэтическая школа ОБЭРИУТОВ.

В.Я.Брюсов. Статья «Смысл современной поэзии»

Имажинисты. Декларация. Манифест.

Акмеисты. «О прекрасной ясности». Заметки о прозе.

Источник

Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»

План — конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»»

План – конспект урока

Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»

Цель урока: развитие ценностно – смысловой компетенции через осмысление роли человека как творца собственной жизни и судьбы.

Оснастить учащихся знаниями о роли сатиры в художественном произведении;

Развивать умение определять жанровые особенности сатирических произведений, находить средства создания сатиры;

Осознать роль человека в построении собственной жизни и жизни людей вокруг;

Тип урока: урок – поиск и отработка через учебный диалог и диалог с автором

«Фокус великого кино», «Короли у себя дома» *****

«Новая русская сказка», «Чертово колесо»****

«Усадьба и городская квартира», «Осколки разбитого вдребезги»****

«Хлебушко», «Поэма о голодном человеке»****

«Трава, примятая сапогом», « Эволюция русской книги»***

«Русский в Европах» ,«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»***

Вступительное слово учителя

Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня необычный урок : к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста , к ним и поприветствуйте их. Они пришли со своей проблемой, и мы можем помочь им. Могу я на вас рассчитывать? Сели, приступим к уроку.

Тема сегодняшнего урока (первый слайд)- «Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»» . Мы попробуем выявить особенности русской эмигрантской сатиры, выясним роли сатиры в художественном произведении

Я бы хотела начать урок с представления картины известного русского художника Николая Николаевича Ге « Что есть истина?» (второй слайд). Она изображает момент, когда Пилат задает Иисусу этот вопрос. Живой ответ стоял перед ним, но Пилат не увидел в истине ее истинности.

Что вы видите? (я правильно тебя поняла, что ты увидел…?). Это всегда так, человек поставлен перед выбором: добро или зло и тем самым творит свою жизнь и судьбу. (второй слайд)Если я подчиняюсь внешним обстоятельствам, то я пожинаю свою судьбу, если же в сложных обстоятельствах я пытаюсь сделать выбор, то я творю жизнь, в итоге пожинаю счастье жизни. А хотите ли вы, как люди мудрые, поработать над литературным материалом, который научит вас этому?

Для начала послушаем выступление Овеян Ануш, которая даст общую характеристику «первой волны» русской эмиграции» и попробуем ответить на вопрос: (третий слайд)

— Как вы понимаете слова Владимира Набокова, известного писателя – эмигранта:

«Получился разительный парадокс: внутри России действует внешний заказ, вне России – внутренний ? »

— А теперь переходим к Аркадию Аверченко. Краткую биографическую справку нам предоставит Косенкова Валерия. Внимательно выслушав ее, мы легко сможем ответить на вопрос, который прозвучит в конце . ( четвертый слайд)

— Когда – то Надежда Тэффи сказала об Аверченко: «Многие считают Аверченко русским Твеном. Некоторые предсказывают ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы». Как вы думаете, о каком периоде творчества писателя идет речь? Можно ли эти слова отнести к произведению «Дюжина ножей в спину революции? Почему?

-Какие проблемы поднимает в своих рассказах Аверченко?

Задание 1** (обсуждение в группах)

На оценку «5» — формулируют самостоятельно

На оценку «4» -предлагаются примерные варианты

Задание 1.Возможные формулировки проблем:

Новый хозяин новой России

Жалкое положение России в мире

Истинное лицо руководителей страны

Неразгаданная душа русского человека

Почему одним все, другим – ничего?

На оценку «3» — надо аргументировать предложенный вариант ответа

1 задание. Приведите аргументы из текстов к данным тезисам

В произведении «…» главной проблемой является проблема «…», потому что…)

«Фокус великого кино» — утраченные надежды

«Короли у себя дома» — бессилие власти

«Новая русская сказка» — истинное лицо руководителей страны

«Усадьба и городская квартира» — новый хозяин новой России

«Чертово колесо» — дураки у власти

«Осколки разбитого вдребезги» — тоска по родине

«Хлебушко» — жалкое положение России в мире

«Поэма о голодном человеке» — голод

«Трава, примятая сапогом» — дети и война

« Эволюция русской книги» — исчезновение литературы

«Русский в Европах» — неразгаданная душа русского человека

«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»- почему одним все, другим – ничего?

(пятый слайд)Исследователь творчества Аверченко О. Н. Михайлов отмечал: «Не следует преувеличивать литературную значимость произведений Аверченко: перед нами – по масштабам русской классики — писатель достаточно скромного дарования. Но дарования вполне подлинного, оригинального, неповторимого. Аверченко – весь в факте, в сценке, в мелочи, в непритязательном диалоге, в быстрой и естественной импровизации. Он весь на живую нитку. Но именно – живую!» Какими средствами создания сатиры пользуется автор?

На оценку «5» — формулируют самостоятельно

На оценку «4» -предлагаются литературоведческие определения

Средства создания сатиры

Гротеск — причудливое сочетание и контраст фантастического и реального, ужасного и смешного, прекрасного и безобразного , трагического и комического

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Фантастическое заострение жизненных ситуаций

На оценку «3» -определить средство создания сатиры

Средства создания сатиры :

Гротеск — причудливое сочетание и контраст фантастического и реального, ужасного и смешного, прекрасного и безобразного , трагического и комического

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Фантастическое заострение жизненных ситуаций

«Фокус великого кино»

«Короли у себя дома»

Повернуть историю обратно – это..

Пули вылетают обратно из тел –это..

Троцкий –муж, а Ленин –его жена –это…

«Новая русская сказка»

Козлик – «буржуй» — это…

Троцкий – «заграничный мальчик» — это…

Сравнение происходящего в России с « Луна –парком» — это…

«Усадьба и городская квартира»

«Осколки разбитого вдребезги»

« Пойдет по своим делам: расстреливать контрреволюционеров и пить спирт – сырец» — это…

Сенатор, разгружающий снаряды, это…

«Поэма о голодном человеке»

Россия — в образе нищей старушки – это…

« Лежали, обессиленные, с полузакрытыми глазами « — это…

Ситуация, когда голодные по очереди рассказывают о еде – это…

«Трава, примятая сапогом»

« Эволюция русской книги»

Девочка, разбирающаяся в снарядах – это…

Ситуция, описанная в произведении, — это…

«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»

« А что такое взятка? Напиток такой или танец?» — это…

«Эх ты, жизнь наша распрокаторжная!» — это…

— Попробуем определить жанр произведений

На оценку «5» — формулируют самостоятельно

На оценку «4» -предлагаются литературоведческие определения

На оценку «3» -ответ надо аргументировать

«Фокус великого кино» — фельетон, потому что…

«Короли у себя дома» — это памфлет, потому что…

Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция.

Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей.

«Новая русская сказка» — это пародия, потому что…

Пародия – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния.

«Чертово колесо» — это памфлет, потому что…

Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей.

«Усадьба и городская квартира» — это очерк, потому что…

Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения.

«Осколки разбитого вдребезги» — это очерк, потому что…

Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения.

«Хлебушко» — это фельетон, потому что…

Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция.

«Поэма о голодном человеке» — это памфлет, потому что…

Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей.

«Трава, примятая сапогом» — это сатирический рассказ, потому что…

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

« Эволюция русской книги» — это фельетон, потому что…

Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция.

«Русский в Европах» » — это очерк, потому что…

Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения.

«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина» — это сатирический рассказ, потому что…

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

— Давайте попробуем определить, какие отзывы получило это произведение после опубликования? (обсуждение в группах, затем – краткое сообщение)

В. И. Ленин в газете « Правда» отмечал: «Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки». Попробуем определить, о каких сильных и слабых местах идет речь?

( сравнить ответы с текстом) ( 6 слайд)

Это – книжка озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко. Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные, и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки. Когда автор свои рассказы посвящает теме, ему неизвестной, выходит нехудожественно. Например, рассказ, изображающий Ленина и Троцкого в домашней обстановке. Злобы много, но только непохоже, любезный гражданин Аверченко! Уверяю вас, что недостатков у Ленина и Троцкого много, во всякой, в том числе, домашней жизни. Только, чтобы о них талантливо писать, надо их знать. А вы их не знаете.

Зато большая часть книжки посвящена темам, которые Аверченко великолепно знает, пережил, передумал, перечувствовал. И с поразительным талантом изображены впечатления и настроения представителя старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, объевшейся и объедавшейся России. Так, именно так должна казаться революция представителям командующих классов. Огнем пышущая ненависть делает рассказы Аверченко иногда яркими до поразительности. Есть прямо –таки поразительные вещички, например «Трава, помятая сапогами», о психологии детей переживших Гражданскую войну. До настоящего пафоса автор поднимается лишь тогда, когда говорит о еде. В последнем рассказе «Осколки разбитого вдребезги» автор задает вопрос: «За что они Россию так?» Аркадию Аверченко не понять, за что. Рабочие и крестьяне понимают, за что.

— Итак, «рабочие и крестьяне понимают»?

Выступление ассистента – чтение наизусть рассказа «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»

Как бы вы ответили на вопрос:

— Это жизнь его или судьба? Кто он: творец жизни или раб обстоятельств?

-Что для тебя было сегодня важным?

-Что заставило задуматься?

-Что ты теперь для себя понимаешь?

-Продолжи фразу: Вот теперь я обязательно…

Источник

Читайте также:  Какой эффект от банок на спину
Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Здоровая спина
Adblock
detector