Амуниция для лошади на спину

Спина

Амуниция для лошади: список необходимых аксессуаров

Виды сбруи

Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Выездные.
  3. Транспортные.

Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:

  1. Одиночные.
  2. Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
  3. Многолошадные. Также применяются в упряжках.

Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:

  • Одноконная русская. Ее нередко называют европейской упряжью.
  • Постромочно-дышловая. В такой упряжи можно использовать как одного коня, так и двух.
  • Постромочная. Она очень проста в использовании, но считается недостаточно хорошей, так как не бережет конское здоровье. Для безопасности движения при использовании такой упряжи рекомендуется оборудовать повозку тормозом.
  • Тачаночная. Это очень сложная система запряжки лошадей. В свое время она была очень популярна, но сегодня не используется совсем.
  • Совмещенная упряжка. Эта конструкция сбруи пришла к нам из Европы. Ее можно использовать как с постромками, так и с оглоблями.

Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.

Русская одноконная или дуговая

Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.

В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.

Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:

  • Дуга. О ней было рассказано выше.
  • Хомут. Один из главных элементов одноконной сбруи. Он обеспечивает передачу тягового усилия от лошади повозке. Хомуты бывают разных размеров. Длину этого элемента измеряют от внутренней подушки сверху до клещей. Ширина измеряется между отверстиями для гужей. Хомут состоит из таких элементов, как: клещи, подушки, гужи, хомутина, покрышка, супонь, горт и подкладка. Хомут обязательно подгоняется по размерам под конкретную лошадь. После подгонки он должен плотно прилегать к верхней части холки животного, опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам. По бокам тела коня хомут должен опираться на мускулы лопаток.
  • Шлея. Этот элемент охватывает корпус лошади. В его задачу входит поддержка хомута во время торможения.
  • Седелка. Она располагается немного ниже холки. На нее возлагается задач амортизации ударных нагрузок на спину животного во время движения. Седелка подгоняется под размер холки коня.
  • Черессдельник. Это элемент сбруи находит рядом с седелкой и удерживает конструкцию из хомута, дуги и оглобель. Кроме того, он равномерно распределяет вес по всей конструкции.
  • Подбрюшник. Позволяет избежать резких рывков хомута и оглобель, когда лошадь пущена рысью или в галоп.
  • Уздечка. Как правило, используется трензельная модель.
  • Вожжи. Это удлиненный вариант уздечки. Используется для управления лошадью из повозки. Вожжи пристегиваются к трензелям. Раньше этот элемент изготавливался из кожи. Сейчас его делают из плотного брезента.

Постромочная или бездуговая сбруя

Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.

Конструкция такой конской упряжи состоит из:

  • Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
  • Самих постромок.
  • Седелки.
  • Подпруги.
  • Чересседельника.
  • Горты, заменяющие гужи
  • Уздечки.
  • Вожжей.

Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.

В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.

При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.

Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.

Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.

Виды конского снаряжения

Названные выше элементы могут дополняться или убираться. Все зависит от того, какой вид сбруи нужно надеть на лошадь. В целом упряжка делится на 3 больших группы в зависимости от того, какие функции конь будет выполнять. Это могут быть транспортный, выездной или сельскохозяйственный виды сбруи, которые, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

  1. Одноконная, которая надевается на коня с помощью дуги или без нее. Применяется только для одной лошади. Дуговая упряжь будет состоять из дуги, хомута, гужьи и других элементов сбруи, а бездуговая будет отличаться отсутствием дуги.
  2. Постромочно-дышловая часть упряжи нужна для регуляции движений коня и управления телегой. Основой акцент сделан на дышло, которое находится сбоку, шлея крепит его к голове лошади, а пристяжной ремень помогает соединить дышло с хомутом.
  3. Постромочная применяется редко из-за того, что неудобная для лошадок разных видов. Вся сила тяги ложится на постромки и хомут, и управлять вожжами становится неудобно.
  4. Комбинированная нужна в тех случаях, когда в упряжку нужно поставить от 6 до 8 коней. Выбирают такой вид сбруи исходя из роста и силы лошадей. Самых сильных ставят вперед, а остальные — сзади колоны. Наездник должен не просто уметь управлять повозкой, а быть умелым всадником, поскольку неправильно натянутые вожжи или команды могут понести такой экипаж в неизвестном направлении.
Читайте также:  Зарядка для спины норбеков

Тачаночная запряжка сейчас не применяется. Состояла из дышла и постромок, которые надевались на 4 коней. Компанию тачаночной упряжке составлял некогда цуг, который предназначался для того, чтобы упряжные лошади могли передвигаться гуськом. Надевали цуг на шесть коней, и тогда они очень медленно могли везти повозку и наездника.

Любая часть сбруи должна точно сидеть на лошади, чтобы не травмировать животное.

Виды сбруи

Упряжь делится на различные типы по количеству запрягаемых лошадей (от 1 до

  • одноконная;
  • тачаночная;
  • постромочно-дышловая;
  • постромочная;
  • комбинированная;
  • цуг.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных видов запряжки лошадей. Узнайте, как сплести недоуздок для лошади своими руками.

Одноконная

Данный вид сбруи делится на бездуговую и дуговую. В бездуговой нет хомута, вместо него используется шлея, передающая коню нагрузку от повозки. В состав этой разновидности амуниции входят оглобли и ремни: уздечка, вожжи, горты. Иначе такая система называется оглобельно-постромочная, при этом, зачастую, оглобли тут применяются более короткие и прикрепляются к седёлке, находящейся на спине лошади.


Дуговая упряжь является классической европейской, выверенной веками — хомут, дуга, гужевые ремни, оглобли, седёлки, вожжи, уздечка. В данном случае оглобли крепятся к дуге.

Тачаночная

Устаревший вид сбруи, который применялся при запряжке лошадей для передвижения телеги (тачанки). В этом варианте упряжи система состояла из постромок, которые надевались на 4 животных, и общего дышла. Ошибочным будет мнение, что такой тип запряжки позволял развивать большую скорость. Относительно большой её можно было считать в начале прошлого века, да и то, всё зависело от загрузки транспортируемой телеги.


Эта запряжка является вариантом постромочно-дышловой, когда к 2 животным, пристёгнутым к дышлу, постромками прикрепляются еще 2 коня по бокам.

Знаете ли вы? Секрет скорости (до 60 км/ч) «русской тройки» заключается в помощи 2 пристяжных лошадей коренной. Коренник скакал рысью, а пристяжные— аллюром с выгнутой в сторону головой, поэтому все участники экипажа меньше уставали.

Постромочно-дышловая

В таком варианте дышло жёстко крепится к оглоблям, что является универсальным вариантом для запрягания как 1, так и 2 лошадей. При помощи шлеи дышло фиксируется возле головы лошади, а пристёгнутый ремень крепит его к хомуту. При таком виде крепления все движения коня строго согласуются с последующими перемещениями телеги.

Такой вид упряжи при использовании двухколёсной повозки может травмировать питомца, так как нагрузка дышла на хомут оказывается слишком большой. Снизить давление можно при использовании седёлки с затяжкой ремней при помощи чересседельника.

Постромочная

Из названия понятно, что оглобли в такой упряжи отсутствуют, а управление животным производится при помощи ременной тяги. Такой вид управления очень неудобен и требует большой физической силы, так как удержать повозку и управлять ею даже на небольшой скорости очень сложно — норов коня и инерция могут привести к нежелательным последствиям.

Читайте подробнее о таких важных частях амуниции как стремена и вальтрап.

Также без поддержки управления оглоблей повозка постоянно стремится наехать на лошадь и путается у нее под ногами с угрозой травмировать. При такой способе запряжки повозка должна иметь средство торможения, что не всегда возможно реализовать.

Комбинированная

Этот вид упряжи используется в тех случаях, когда необходимо запрячь много лошадей — 6–8. При расстановке животных используется тактика, при которой более крупные и сильные особи ставятся вперёд, а лошади поменьше располагаются за ними. Комбинированная сбруя предполагает использование системы из дышла, постромок, оглобель.

Читайте также:  Черный паук с красным рисунком на спине


Отдельно стоит сказать об особенностях управления таким экипажем. Подбирать для него коней необходимо очень тщательно. Сильные и спокойные животные во главе «колонны» будут надёжно удерживать повозку, даже если более слабые, идущие сзади, начнут сбивать шаг.

В комбинированной запряжке участвуют 3 типа лошадей:

  • коренные — держащие направление и устойчивость экипажа;
  • пристяжные — пристёгиваются постромками в пару или тройку к коренным и отвечают за правильное движение во время поворота;
  • выносные — главная рабочая сила, ставятся впереди коренных и тянут всю систему в заданном направлении.

Знаете ли вы? На Руси упряжь расписывалась как языческими, так и христианскими символами — от росписей, защищающих от злых сил и диких зверей, до знаков, означающих различных святых.

Упряжка цугом в наше время не применяется ввиду своей архаичности. Исключения представляют исторические шоу, прогулочные кареты, съёмки эпизодов для фильмов. Система составлялась из 6–8 лошадей, которые запрягались друг за другом поодиночке или попарно. Такой способ был изобретён в Германии и близок к постромочно-дышловому: коренные особи запрягаются 1–2 парами, а все остальные пристёгиваются выносными.


Из-за особенностей запряжки цугом вереница лошадей очень медленно передвигала повозку. Поэтому со временем от цуга отказались в пользу более скоростных упряжек.

Виды сбруи

Известные виды конских упряжек подразделяются на 3 типа:

  • выездные;
  • транспортные;
  • для работ в сельских хозяйствах.

Они состоят из нескольких подвидов.

Одноконная

Конструкция для одной особи бывает бездуговой и дуговой, ею оснащают одно животное. Дуговой вариант состоит из дуг, хомута, гужей и проч.

При бездуговом способе вся масса саней или повозки приходится на шлею. Одноконные конструкции оборудованы гортами и ярмом со специальными гужевыми мочками.

Постромочно-дышловая

Данный вид конской экипировки применяется на одном или паре коней. Главное ее предназначение – контроль передвижения повозки/саней и плавный вход в поворот.

Основной элемент снаряжения – расположенное сбоку дышло. Если запряжена пара жеребцов, дышло фиксируют посередине. Дышло располагают на голове с помощью специальной шлеи либо соединяют с хомутом.

Постромочная

Постромочная конструкция достаточно проста в исполнении, но неудобна при использовании на практике. Во время движения лошади со снаряжением иногда не удается сдерживать сани или повозку.

Тяга приходится на постромки и ярмо. Опытные заводчики рекомендуют оснащать постромочную упряжь тормозами – это поможет избежать травм скотинки.

Тачаночная

Сегодня тачаночный тип упряжи не применяется на практике.

Он был актуален в период до 1900-х гг. Снаряжение состоит из постромок и дышла, в него впрягают до 4 кобылок. Сегодня встретить такое почти нереально.

Комбинированная

Данное устройство предназначено для объединения большого количества скакунов — 6-8 особей. Идеально подобрать их можно при знании тягловой силы и роста животного.

Возглавляют колонну всегда наиболее выносливые и крепкие кони, которым и задают направление. Для езды повозки в нужную сторону наездник должен умело руководить лошадьми.

ЦУГ является немецким изобретением и применяется на 6 животных одновременно. Наравне с тачаночной упряжью ЦУГ в нынешнее время почти не используется на практике.

Запрягают животных в такую конструкцию по парам либо гуськом.

Чистка и хранение

  1. Тканевые изделия периодически стирают и просушивают.
  2. После каждого снятия элементы протираются от загрязнений.
  3. После езды в погоду с осадками сбруя вытирается насухо.
  4. Элементы из металла следует мыть и тщательно натирать, чтобы они блестели.
  5. Труднодоступные участки седла обрабатываются вспененной губкой, а основную поверхность чистят крем-мылом, после чего вытирают. Перед сушкой седло следует разобрать.
  6. От частого воздействия воды кожаные элементы становятся жесткими, на них формируются заломы. Влажную чистку достаточно делать 1 раз в неделю.
  7. Уздечки очищаются регулярно. Допускается мыть ремни в емкости с мыльным раствором, после чего насухо вытирать.
  8. Подпруги, бинты и ногавки вычищают щеткой после высыхания.
  9. После снятия седла вальтрап необходимо просушить. Для этого его переворачивают.

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Изготовление своими руками

Если интересует, как сделать телегу собственноручно, необходимо сначала ознакомиться с инструкцией, подготовить соответствующие инструменты и материалы, выполнить схемы и чертежи. Только после этого можно делать телегу для лошади своими руками. Алгоритм действий заключается в следующем:

  1. Сначала необходимо выполнить ходовую часть всей конструкции. Ходовая часть представляет собой сварную раму сплошного типа и оси для колес. Сварку можно осуществить самостоятельно, но если нет необходимого опыта и навыков, то лучше всего доверить эту работу специалисту. Оси и раму можно сделать из профиля: тогда они будут сплошными. Еще 1 вариант — трубы с толстыми стенами.
  2. Теперь необходимо выполнить ось стационарного типа, которая будет располагаться сзади. Затем сделать ту, что будет спереди. Она должна поворачиваться на штыре (2 шайбы должны быть зафиксированными).
  3. Перед тем как закончить ось, которая будет располагаться спереди, необходимо определиться с типом телеги. Если она будет дышловой, то придется дополнительно сделать специальный фиксатор под дышло. Оглобли необходимо приварить к передней оси, и тоже понадобится специальный фиксатор. Другими словами, оглобли не будут сниматься, но они должны располагаться подвижно, чтобы за счет держателя могли направляться в стороны, вверх, вниз. Кстати, их можно зафиксировать на кронштейне. Для усиления применяются тяжи — это катанки. Их диаметр должен быть примерно 1 см. Катанку полагается фиксировать к передней оси и оглобле.
  4. Завершить ходовую часть нужно установкой колес. При необходимости ставят еще и тормоза.
  5. Теперь требуется сделать кузов на свой вкус. Можно просто нарезать доски и выполнить платформу, которая будет закреплена на раме. Этот вариант можно и модифицировать.
  6. Оглобли можно сделать из металлических труб. Также подойдут и деревянные брусья.
  7. В кузове можно сделать сиденье.
Читайте также:  Расчесала кожу на спине

Телеги для лошади являются самым старым транспортным средством. Постепенно их совершенствовали и модифицировали, так что появлялись новые конструкции (например, кареты). Процесс упряжки тоже постепенно усложнялся.

История появления сбруи

Согласно историческим данным, люди начали использовать конскую сбрую примерно во 2-м тысячелетии до нашей этой. По крайне мере об этом свидетельствуют элементы упряжи, найденные в древних захоронениях. Впрочем, многие исследователи склонны предполагать, что древние люди стали использовать упряжь еще раньше.

В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца

Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов. Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.

Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.

К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.

У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.

Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.

Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.

На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.

Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Здоровая спина
Adblock
detector