2 месячный ребенок поднимает голову лежа на спине

Ребенок поднимает голову лежа на спине в 2 месяца

Губанов Вячеслав
врач восстановительной медицины, ортопед, мануальный терапевт, Войто-терапевт.

Ребенок развивается из двух исходных положений:

1. Лежа на спине
2. Лежа на животе.

Сейчас мы подробно, по месяцам, рассмотрим двигательное развитие ребенка. В данной части статьи будут использоваться понятия лицевой и затылочной конечности. Сначала рассмотрим их и дадим им объяснение. Лицевая конечность — рука или нога, в сторону которой повернуто лицо ребенка (как правило, опорная конечность). Затылочная конечность — рука или нога, лежащая со стороны затылка ребенка. Нужно помнить, что при оценке двигательного развития ребёнка первого года жизни есть несколько аксиом:

1.Основная двигательная задача ребенка — это переход из горизонтального в вертикальное положение.
2.Любой координированный навык формируется сверху-вниз: голова-туловище-руки-ноги. Пока не скоординируется голова, ни о какой координации рук и ног не может идти и речи.
3.Внутри организма существует некая система координат, относительно которой оцениваются все движения — это продольная ось туловища.
4.99% информации о двигательном и функциональном состоянии ребенка мы получаем, оценивая позу покоя ребенка.
Сначала смотрим на положение головы, потом туловища, потом оцениваем положение головы относительно туловища, затем смотрим на положение конечностей относительно туловища и потом оцениваем целиком. Причем, такую тщательную оценку необходимо проводить из двух положений: лежа на спине и лежа на животе.

Для развития ребенка из положения лежа на животе большое значение имеет центр тяжести, точнее, его местоположение. У новорожденного ребенка центр тяжести находится у верхнего края грудины (очень большая голова относительно туловища). У взрослого человека он находится в малом тазу. Что же влияет на постепенное перемещение центра тяжести вниз? Прибавка в весе. По мере того, как ребенок растет, прибавляет в весе, центр тяжести смещается вниз и, соответственно, идет уменьшение площади опоры.

0-1 месяц:
И.П. лежа на спине: голова повернута в сторону, туловище компенсаторно изогнуто, лицевая рука полусогнута перед лицом, затылочная рука полусогнута вверх, нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах. Это так называемая поза «полуфехтовальщика». Поза «фехтовальщика» является патологической, поэтому данную, физиологичную для ребенка этого возраста, позу мы называем позой «полуфехтовальщика» (так как она напоминает фехтовальщика в основной стойке). При повороте головы руки меняют свое положение (за счет рефлексов орального автоматизма). Не фиксирует взгляд (0 мес). Захват предмета «взглядом», т.е. взглядом хочет взять предмет, а рукой не может (конец первого месяца).
И.П. лежа на животе: голова компенсаторно повернута в сторону, ось туловища компенсаторно изогнута, руки приведены к туловищу и максимально согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в сагитальной плоскости (поджаты под себя). При этом, тазо-бедренные суставы не должны лежать на поверхности опоры. Если ноги в положении «лягушки» (распластаны) — то это считается признаком мышечной гипотонии, следует искать родовую травму шейного отдела позвоночника.

2 месяца:
И.П. лежа на спине: голова и туловище уже расположены по продольной оси, руки находятся в начальной фазе рефлекса Моро (в стороны, ладони вперед), ноги — пассивно-активное сгибание (активный компонент только начинает появляться). Если туловище отклонено от продольной оси, мы можем подозревать начальную фазу сколиоза.
И.П. лежа на животе: голова и туловище — по продольной оси, центр тяжести смещается на середину грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты в плоскости, промежуточной между фронтальной и сагитальной (так называемое сгибание с отведением в 45 градусов).

3 месяца:
И.П. лежа на спине: голова и туловище — по продольной оси, руки тоже «находят» продольную ось, ноги пассивно-активно согнуты (увеличивается активный компонент сгибания). Тянет обе руки в рот и обследует свое тело руками — грудь и живот до пупка. Захват предмета нецеленаправленный. Как же выглядит на практике нахождение руками продольной оси? Ребеночек начинает брать ручки в рот. А причина этому — основной мышечный стереотип движения, также относящийся к рефлексам орального автоматизма. Поэтому мы должны дать рекомендации маме — не «вынимать» руки изо рта, так как это является необходимым этапом его двигательного развития.
И.П. лежа на животе голова, туловище — по продольной оси, центр тяжести — середина грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты во фронтальной плоскости (сгибание с отведением), тазобедренные суставы ложатся на поверхность опоры (это так называемое положение Лоуренса 1). Это положение способствует правильному и своевременному формированию головки тазобедренного сустава.

4 месяца:
И.П. лежа на спине голова, туловище — по продольной оси, ребенок начинает заводить руку в пространство «противоположной» руки, ноги — в положении пассивно-активного сгибания (активный компонент продолжает нарастать). Ноги согнуты в суставах на 95°, стопы близко друг к другу; ребенок умеет поворачиваться на бок и обратно; обследует свое тело руками ниже пупка Постепенно ребенок начинает осваивать одной рукой пространство противоположной. Опираясь пятками на поверхность, поднимает таз и двигает им в разные стороны; Если заведение руки произошло раньше 4 месяцев (особенно, если данное положение фиксировано), то можно заподозрить какую-то неврологическую патологию.
И.П. лежа на животе опора на предплечья, лучезапястные суставы и живот; ребенок может поднимать одну руку и тянуться к игрушке; захват четвертым и пятым пальцем кисти (обезьяний).

Читайте также:  Почему болит спина когда долго стоишь или ходишь

5 месяцев:
И.П. лежа на спине голова, туловище — по продольной оси, тянет руки в рот, сосет их, активно заводит обе руки в противоположенные стороны, ноги — полностью отсутствует пассивный компонент сгибания, ноги активно согнуты во всех суставах до 90 градусов. Обследует свое тело руками до колен, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую.
И.П. лежа на животе голова, туловище — по продольной оси, центр тяжести смещается ближе к пупку. Руки опираются на кисти или лучезапястные суставы, ноги активно согнуты до 90 градусов, опора на голени — ребенок периодически принимает положения стоя а четвереньках. Таз при этом остается свободным. Предметы захватывает 2-5 пальцами кисти.

6 месяцев:
И.П. лежа на спине происходит отрывание попы от поверхности стола, ноги находят продольную ось. Каким образом? Ребенок тянет их в рот и сосет. Если ребенок раньше 6 месяцев перекрещивает ножки и фиксирует их в этом положении — признак
неврологической патологии. Чем выше уровень перекреста, тем хуже прогноз.
И.П. лежа на животе голова, туловище — по продольной оси, центр тяжести находится на уровне пупка. Опора на кисти и голени, таз находит точку опоры — таким образом, ребенок садится. Стоя на четвереньках, может поднять одну руку параллельно полу; захват предмета 2-3-им пальцами. Здоровый ребенок при условии его нормального развития садится из положения стоя на четвереньках, через поворот на бок или поворот на живот. Это считается физиологичным. Если ребенок к этому возрасту еще не сидит, при условии, что он во всем остальном не отстает в двигательном развитии (встает на четвереньки, ползает, встает), то это можно считать вариантом нормы. Ребенок имеет право сесть в самую последнюю очередь (например, шел, упал на попу — сел и научился сидеть). Сажать ребенка насильно, пока он не готов к этому, категорически запрещается. Нагрузка на позвоночник в положении сидя в сто раз сильнее, чем в положении стоя. Примером этому может служить лечение при компрессионных переломах. Допускается принятие положения «полу-лежа» на непродолжительное время (в случае кормления или в прогулочной коляске). Но если ребенка посадить в подушки и делать это регулярно, то в дальнейшем мы будем иметь проблемы с осанкой.

7 месяцев:
И.П. лежа на спине голова, туловище — по продольной оси, руки — во рту или заведены в пространство противоположенной руки, ноги — во рту или заведены в пространство противоположенной ноги. Таким образом, рука и нога заводятся в сторону, и ребенок осуществляет координированный (!) поворот на бок (1 фаза поворота) и на живот (2 фаза). Если ребенок раньше 7 месяцев поворачивается на бок и на живот, то такой поворот еще нельзя считать координированным и самостоятельным, и рассматривается как единичный случай (или ему активно помогает мама). Поза «садового гнома» (сидит на боку с опорой на прямую руку) фото 4; умеет поворачиваться с живота на спину; может взять предметы одновременно в две руки.
И.П. лежа на животе уверенно стоит на четвереньках, раскачиваясь во все стороны; может ползать по-пластунски (на локтях, ноги при этом пассивно волочатся сзади).

Фото 4

7-8 месяцев: И.П. лежа на животе ребенок активно учится ползать, причем начинает это делать уже после 6 месяцев. Сначала у ребенка прослеживается симметричный стереотип движения (вперед идет одновременно правая рука и правая нога). Затем он меняет свой стереотип движения на противоположенный — правая рука — левая нога. Как только произойдет смена стереотипа движения, для него это является пусковым моментом для вертикализации, и мы можем с точностью до нескольких дней «предсказать», что ребенок скоро встанет на ножки. Подъем руки, стоя на четвереньках больше 120°; захват предмета первым и вторым пальцами плоско (пинцетообразный захват).

9-10 месяцев:
И.П. лежа на животе ребенок подползает к опоре и встает. До двух лет ребенок в норме должен вставать через поворот на бок (это так называемое среднефизиологическое вставание), «рывком» из положения лежа в положения сидя и стоя встают только взрослые, которым уже свою спину «не жалко».

11-12 месяцев:
И.П. лежа на животе ребенок начинает ходить, причем двигательный стереотип ходьбы имеет симметричный характер — одновременно вперед «идут» правая рука и правая нога (он ходит, переваливаясь, как медвежонок). Это можно почувствовать, когда вы подставляете ребенку под его ладошки свои руки «помощи» — вперед «идут» одноименная рука и нога. Очень быстро этот двигательный стереотип меняется на асимметричный. Свободно встает у опоры из положения на четвереньках; держась за опору, делает шаги в сторону или, отпустив, одну руку может повернуться; ходит с поддержкой; захват предмета первым и вторым пальцами кругло (кольцевой захват).

Читайте также:  Причины появления прыщей на спине у девушек

12-14 месяцев: Ходит без поддержки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Рекомендации к обучению малыша самостоятельной ходьбе:
Мама стоит позади малыша, ее руки подставлены под ладошки ребенка (ручки ребенка согнуты в локтях под углом 90 градусов). Сначала ребеночек опирается поочередно на одну и вторую руку, как только мама почувствует, что ребеночек начал опираться только на одну руку — все, руки «помощи» можно убрать! Никогда не давать руки «сверху», никогда не использовать ходунки и другие приспособления, облегчающие жизнь мамам. Если ребенок учился ходить в ходунках, стременах и т.д. — он просто лишается навыка координированных движений (особенно это будет заметно при падении таких детей — они совершенно не умеют координироваться при падении с высоты собственного роста).

Ребёнок в ВОЙТА-терапии
Рефлекторное передвижение чрезвычайно действенно, но для младенцев и маленьких детей непривычно и утомительно, в связи с чем, эмоции выражаются во время лечения через крик. Понятным образом это вызывает раздражение у родителей и заставляет их предположить, что их ребёнку больно. Крик в этом жизненном возрасте является важным и адекватным средством выражения маленького пациента. Как правило, после короткого времени привыкания, крик не является таким интенсивным как в начале курса лечения, в подавляющем большинстве случаев при проведении регулярной терапии ребенок привыкает к данному воздействию и совершенно исчезает негативная реакция восприятия. Точное руководство ВОЙТА-терапевта даёт матери уверенность в лечении ребёнка в домашних условиях. ВОЙТА-терапия имеет положительное влияние на общую координацию ребёнка при наличии спонтанной моторики с расширением двигательных реакций в виде выпрямления, хватательной функции и в речи. При этом она стимулирует ребёнка к освоению окружающего мира. В области раннего лечения младенцев и детей ВОЙТА-терапевты интенсивно сотрудничают с педиатрами и врачами других специальностей, педагогами и психологами, логопедами и эрготерапевтами.
ВОЙТА-ТЕРАПИЯ НЕ ВЫЗЫВАЕТ БОЛИ И НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПСИХИКУ.

В Саратове и Саратовской области консультацию Войто-терапевта можно получить в клинике профпатологии и гематологии Саратовского медицинского университета.

Мы ждем Вас по адресу: улица 53 Стрелковой дивизии,6/9.

Проезд: троллейбус N2-а, маршрутное такси NN82, 59, 103, 110 до остановки «2-я Горбольница» или маршрутное такси N105, 42 до остановки «Академия права»

Телефон: 49-70-26 (кабинет реабилитации), 20-05-29, 22-18-47 (регистратура).

Источник

Ребенок в 2 месяца не держит голову – это норма или отклонение?

Ребенок, который в 2 месяца не держит голову, начинает вызывать резонный вопрос у родителей — а не пора ли крохе освоить новое умение? Интерес и тревогу подогревают сообщения с тематических форумов о том, что у кого-то малыши чуть ли не в месяц начали уверенно держать головку.

Со своими сомнениями и опасениями родители нередко обращаются к педиатрам за советом. В этой статье мы расскажем, нормально ли происходящее, и есть ли у родителей грудничка основания для волнений.

Сроки и нормы

Когда говорят о том, что ребенок должен научиться делать что-либо в определенные сроки, хочется напомнить, что никому и ничего малыш не должен. Он появился на свет не так давно, и не успел обзавестись какими-либо долгами. А потому все сроки развития индивидуальны. Сравнивать одного малыша с другим — некорректно и неправильно по своей сути. Да и сами нормы — это не более чем ориентировочные значения для педиатров и новоиспеченных родителей.

Эти усредненные нормы гласят, что в 2-2,5 месяца среднестатистический здоровый карапуз только начинает пытаться поднять голову и несколько секунд удержать ее в вертикальном положении. Есть малыши, которые стараются сделать это и раньше, но ранний подъем головки (в месяц и чуть старше) — тревожный признак, который косвенно может указывать на повышенное внутричерепное давление, на гипертонус и неврологические нарушения.

С точки зрения норм, как и с точки зрения здравого смысла, ребенок в свои два месяца от роду и не должен держать голову, хотя первые попытки уже могут наблюдаться.

Держать головку вертикально довольно сложно. Для этого задние и боковые мышцы шеи должны быть готовы принять вес головы, которая у малышей, как известно, самая крупная и тяжелая часть тела.

Как только окрепнут мышцы, малыш обязательно научится сначала поднимать головку на несколько секунд, потом удерживать ее более минуты. К 5-6 месяцам кроха будет прекрасно держать ее, и поворачивать вправо-влево по собственному желанию.

Скорость освоения навыка зависит от личных особенностей, состояния здоровья ребенка, а также от того, насколько благоприятна его среда обитания, с точки зрения развития.

Читайте также:  В жопу лежа на спине задрав ноги

Родители новорожденных замечают, что малыши, лежа на животе, уже с 3-4-недельного возраста начинают поднимать головку, чтобы сразу положить ее на правую или левую щечку. Это рефлекс выживания, необходимый, чтобы ребенок мог дышать в таком положении в пространстве. Сознательно поднимать головку дети начинают позднее, когда мышцы шеи и позвонки будет готовы к этой нагрузке. С 2,5-3 месяцев головку поднимают, лежа на животе. В положении на спинке малыш пока не сможет проделать то же самое. Из горизонтального положения на спине дети учатся поднимать голову и плечи только после 6-7 месяцев.

Что влияет?

На то, насколько быстро ваш карапуз научится удерживать головку вертикально, влияют многие факторы. В первую очередь — его состояние и самочувствие. Рожденные недоношенными дети осваивают навык позднее — только ближе к 3 месяцам и позже. Их гестационный возраст подразумевает более длительный процесс адаптации к новым условиям обитания, а потому мышечная ткань начинает разрастаться и укрепляться позднее.

Раньше начинают удерживать головку дети, рожденные с нормальным весом, без родовых травм, не испытывавшие в период маминой беременности гипоксии, влияния иммунного резус-конфликта, дефицита витаминов и минералов. Есть и определенная наследственная зависимость — если родители ребенка относятся к категории «ранних» детей, то и малыш будет развиваться с опережением норм.

Большую роль играет характер и темперамент. Одни малыши от рождения сонливые, ленивые и очень спокойные. Им дороже собственный сон и комфорт. Такие ребята начинают держать голову, сидеть или ползать позднее ровесников, которые с рождения отличались оживленностью, повышенной любознательностью и непоседливостью.

Помимо этого, со стороны родителей очень важно участие в развитии ребенка. Научить держать голову, конечно, нельзя, но можно всячески способствовать развитию и укреплению мышечного корсета и костной ткани малыша. Если ребенку делают массаж, обучают плаванию с первого месяца, если гимнастику с крохой мама делает ежедневно, то шансы на более раннее физическое развитие существенно повышаются.

Как заниматься?

Если ребенок в 2 месяца не держит голову или держит, но из ряда вон плохо, делать ничего не надо. И в первую очередь не нужно паниковать, бежать с грудничком по врачам в поисках страшной и опасной болезни, которая буквально не дает крохе поднять головы. От родителей требуется спартанское спокойствие и тактика выжидания.

За тем, как происходит формирование навыка, нужно внимательно наблюдать. Если малыш начинает поднимать головку повернутой только в одну сторону, сразу же следует показать его ортопеду, чтобы исключить или получить лечение по случаю кривошеи.

Частое выкладывание на животик в 2 месяца — не только мера по противостоянию младенческим коликам, которые все еще изводят ребенка и его мать, но и способ укрепить мышцы шеи, спины, живота.

В гимнастику можно включить покачивания на фитболе, причем как в положении лежа на животе, так и в положении лежа на спинке. Это будет не только способствовать развитию шейного мышечного аппарата, но и аппарата вестибулярного — ребенок быстрее научится держать баланс.

Доктор Комаровский советует практиковать плавание уже с месячного возраста. Можно заниматься в специальных группах для грудничков в бассейне, а можно налить ребенку большую взрослую ванну и покатать его на руках.

Но куда более полезным и веселым будет плавание с детским ортопедическим кружком на шее. Такие круги застегиваются на задней части шеи, надежно фиксируя подбородок младенца. Ребенок сможет отлично держаться на воде, переворачиваться с живота на спинку и обратно, плыть прямо и задом наперед.

Ребенка в 2 месяца нужно держать правильно. Вертикальная нагрузка не показана, а потому малыша на руках обязательно нужно подстраховывать руками — под попу и с области затылка, чтобы исключить спонтанное запрокидывание головки назад, ведь это может привести к серьезной травме шейных позвонков.

Если ребенок сам пытается поднимать голову, препятствовать ему не нужно, следует лишь обеспечить безопасность этих попыток, следить за малышом. Мышцы шеи еще слабые, при резком ослаблении их малыш «роняет» голову, что также может быть травмоопасно.

Укладывая ребенка спать, следите, чтобы голова была повернута в сторону, противоположную той, на которой малыш спал до того. Это будет способствовать симметричному развитию шеи и профилактике кривошеи.

Выводы

Отсутствие навыка в 2 месяца — абсолютная норма, переживать не о чем. Отправляться на внеплановое обследование по поводу неумения малыша держать голову нужно лишь тогда, когда навык полностью отсутствует после 5 месяцев жизни.

Физическое развитие ребенка во многом зависит от того, сколько времени и сил родители уделяют этому вопросу. А потому 2 месяца — отличный возраст для того, чтобы начать укреплять и закаливать малыша, если раньше этого не делали. Ведь впереди много новых умений и навыков.

О том, как проводить массаж ребенку в 2 месяца, чтобы развивать все группы мышц, вы узнаете из следующего видео.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Здоровая спина
Adblock
detector